Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как  приобщать ребенка к аккуратности и трудолюбию

 

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 62

Калининского района Санкт – Петербурга

Марина Анатольевна Бернат

 

 

В детском саду трудовое воспитание дошкольников осуществляется по специальным программам, в которых предусмотрены все средства трудового воспитания в комплексе.  С детьми проводят беседы, организуют экскурсии, учат наблюдать за трудом взрослых. При этом преследуется главная идея, выражаемая в доступной для детей форме: «Работа всякая нужна, работа всякая важна».

Родители должны знать об этом аспекте работы воспитателей детского сада и дома придерживаться таких же установок. Иногда родители недооценивают смысл подобной воспитательной работы — и допускают большую ошибку!

Именно в раннем возрасте очень важно воспитывать у детей привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Некоторые режимные моменты вызывают у малышей отрицательное отношение. Удачно подобранная потешка помогает создать положительный настрой для того, чтобы дети охотно умывались:

Буль - буль - буль –

Журчит водица.

Все ребята любят мыться.

Чтобы малыши осваивали навыки, необходимые для одевания, приговариваем:

            Что оденем мы сначала? Ножки.

            Надеваем штанишки и сапожки.

            Что оденем мы потом? Руки.

            А на них оденем кофты и куртки.

            А последней, а последней,

            Знаем мы как дважды два,

            Одевается, конечно,

            На прогулку голова.

                                                   Т. Хитрова

           Не ботинки я шнурую,

           А шнурки я дрессирую,

           Чтоб из рук не вырывались,

           Надо мной не измывались.

           А завязывались ловко,

           Как велит им дрессировка,

           И держали бы башмак,

           Крепко-крепко… Вот так!

При возвращении с прогулки, подходя к коврику:

           Он постелен неспроста:

           Вытирай почаще ноги –

           Будет в доме чистота.

Такие ритмичные слова вызывают у детей радостное настроение. Простота звучания помогает быстро запомнить потешку.

Взрослым надо помнить, что ребенок способен успешно развиваться только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Нет стрессов, нет тревожности – есть только радость бытия, общения и деятельности.

Убираем игрушки:  Ну, теперь за дело дружно,

                                 Убирать игрушки нужно!

                                 Убирать и не ломать,

                                 Завтра будем вновь играть!

После года ребенок уже вовсю пытается «помогать», поэтому фразы типа «не лезь», «не трогай», «я сама» - могут взрастить в ребенке зерно равнодушия к труду и  помощи  близким. Главное не в том, чтобы дети поняли и запомнили трудовые процедуры, а в том, чтобы они поняли цель различных видов трудовой деятельности, ее результаты, а также отношение людей, прежде всего самых близких — родителей, бабушек, дедушек,— к работе. 

Итак, родителям необходимо помнить: их отношение к работе — важнейший фактор трудового и нравственного воспитания ребенка. Дети – это члены семьи и они должны быть, разумеется, в соответствии с их возрастными особенностями, причастны к её жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению. И от детей, тем более, когда их возраст приближается к пяти-шести годам, требуется определенная отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству, в уходе за огородом, садом, домашними животными. Их можно и нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру (что хотят купить, смастерить). Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в труде, если взрослые поощряют их, хорошо организуют труд.

В детском саду все дети, и мальчики и девочки помогают няне накрывать обеденный стол и делать это правильно и аккуратно.

Мы дежурные сегодня,

Станем няне помогать –

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Помогать накрывать стол дети могут и дома.

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Самым оптимальным возрастом является период от 2,5 до 3 лет, в это время малыш активно осваивает окружающий мир, ему свойственно подражать действиям близких людей.

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым.

К сожалению, очень часто к домашнему труду приучают только девочек, как будущих хозяюшек. В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел», отказываться от их выполнения. Родители должны быть убеждены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда, к самообслуживанию. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Отцу необходимо воспитывать  мужественность сына, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела. Если отец всегда помогает матери во всем, стараясь разделить с ней обязанности пополам, то и сын последует его примеру. Освобождённые от домашнего труда дети, они вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой – неуважительно относящимися к чужому труду.

Таким образом, воспитать в мальчиках и девочках положительное отношение к труду и желание трудиться, возможно, только при тесном контакте дошкольного учреждения с семьей.

 

СПб 2013

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»