Конспект совместной деятельности по формированию у детей старшей группы целостной картины мира с элементами мнемотехники
Цель: Развитие связной речи детей старшего возраста
Задачи:
Обучающие:
- закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»
-совершенствовать грамматический строй речи (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными)
- упражнять детей в умении рассказывать о весне с использованием наглядных пособий, в логической последовательности
- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы
Развивающие:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами
- развивать память, внимание, наглядно-образное мышление
Воспитательные:
- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, проявлять заботу о природе, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Воспитатель:
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла, весна!
Воспитатель: Да. Наконец-то к нам пришла весна. И сегодня мы с вами поговорим о весне. Но сначала давайте поздороваемся с солнышком, с небом.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую
Воспитатель:
Ребята, весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу – солнце, а вы ласково – солнышко, ручей – ручеек, ветка – веточка, почка – почечка, скворец – скворушка, цветок – цветочек., соловей –соловушка, проталина - проталинка
Воспитатель вносит в группу игрушку – пингвина.
Воспитатель:Ребята, к нам в гости пришел необыкновенный гость. Вот он. Кто это?
Дети: Это пингвин.
Воспитатель: Этого маленького пингвиненка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребята, а где живут пингвины?
Дети: В Антарктиде.
Пингвиненок: Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я никогда не видел весны. Что это такое? Расскажите мне о весне, а то я ничего не понимаю.
Воспитатель: Конечно, пингвиненок, ребятки тебе помогут. Садитесь на стульчики. Дети, расскажите пингвиненку – какая бывает весна?
Дети: Весна бывает солнечная, теплая, ранняя, поздняя, холодная, дождливая, красивая, цветущая, звонкая, запоздалая, нежданная, светлая, ласковая, зеленая.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Встаньте в круг. Вот эту волшебную палочку я буду передавать вам и называть слово, а вы возвращаете мне палочку и повторяете это же слово, но ставите перед ним слова « весенний», «весенняя», « весеннее»
Например: день- весенний, погода -, проталина -, настроение - , гроза - , лучи - , листва - , цветы - , месяц - , дерево - , трава -, утро -, ручей -, ветер -, пальто -, ручьи -, деревья -, лужицы -, небо - , Дети называют словосочетания.
Пингвиненок:
Молодцы, ребята, много красивых слов придумали про весну.
Воспитатель: Ребята, а весна откуда появляется с юга или с севера?. (ответы детей) А весна – молодая или старая? (Ответы детей) Кто возвратился с юга вместе с весной?
Дети:перелетные птицы.
(На демонстрационном табло перевернутые картинки перелетных птиц)
Воспитатель: Ребята, птички повернулись к нам своими спинками. Я сейчас буду загадывать вам загадки о птицах и, если вы отгадаете птички к вам повернуться носиками.
Воспитатель загадывает загадки про птиц.
Кто на ели , на суку
Счет ведет ку-ку, ку-ку (кукушка)
На шесте дворец ,
Во дворце - певец,
А зовут его ( скворец)
Кто по тропочке идет быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет,
Догадайтесь сами (трясогузка)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце ( ласточка)
Падают с клюва веселые капли
После удачной охоты у (цапли)
На вид неказист, зато голосист (соловей)
При отгадывании загадок воспитатель задает задания на развитие фонематического слуха. Например: какой первый ( последний) звук в слове
Пингвиненок: Ой, ребята, а я одну из этих птичек встречал у себя на родине.
Воспитатель: Ребята, а какая птичка здесь лишняя. ( дети называют дятла)
А каких еще перелетных птиц вы знаете? ( Дети называют перелетных птиц, воспитатель открывает картинки перелетных птиц)
Воспитатель: А сейчас птички хотят с вами поиграть. Перелетные птички показали свои спинки и попрятались от нас. Мы отыщем их сейчас. (Воспитатель переворачивает картинки птиц).
Воспитатель: Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?
Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки. Давайте поиграем в ручеек (проводится подвижная игра «Ручеек»)
Воспитатель: Пингвиненок, у нас дети знают стихи о весне. Ребята, давайте расскажем пингвиненку стихи о весне. А чтобы он лучше запомнил мы используем карточки. Только карточки со стихами у меня все перепутались . Помогите мне разобраться, где какое стихотворение.Дети группируют карточки и рассказывают стихи о весне.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру « чего весною не бывает?» Перед вами картинки с приметами времен года. Вам надо найти картинки, на которых изображены приметы других времен года и сказать по образцу: « Весною грибы не растут..»
Проводится игра «Чего весною не бывает?»
Воспитатель: Ребята , в в заключении , чтобы пингвиненок запомнил какая у нас весна и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде, давайте составим рассказ о весне. В этом нам помогут помощницы-таблицы.
Воспитатель выставляет мнемотаблицы. Дети рассказывают по мнемотаблице
Пингвиненок: Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне и смогу рассказать своим друзьям –пингвинам. Ну, мне надо торопиться на теплоход. До свидания, ребята!