Автор: Постникова Зинаида Аркадьевна –
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ д/с № 30 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о птицах: классификация – зимующие, перелетные птицы.
2. Продолжать учить детей выделять в слове первый звук. Из выделенных звуков составлять новое слово.
3. Развивать грамматический строй речи, употреблять существительное в родительном падеже.
4. Закреплять умение детей составлять небольшой рассказ о птице, используя модель.
5. Работа в парах, командах в едином темпе и ритме.
6.Развитие мелкой и общей моторики.
7. Проявлять к сверстникам доброжелательность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству, действовать согласованно вместе с другими детьми.
Материал к занятию:
«Волшебная палочка»; карточки с наклеенными картинками для составления трёх звуковых слов; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц; 2 конверта с разрезными картинками; картинки птиц с отсутствующими частями; доски; фломастеры; листы бумаги, 3 мольберта.
Техническое обеспечение: музыкальный центр.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Вопросы воспитателя:
Какое сейчас время года? Сколько месяцев у весны? Как называется первый весенний месяц? Как называют в народе март-месяц? Назовите второй месяц весны. Как еще называют апрель-месяц? Какой месяц мы не назвали? Какой по счету месяц май?
Дидактическая игра «Волшебная палочка»: дети называют признаки весны. Отвечает тот, кому передается «волшебная палочка».
Д/и «Зашифрованное слово». Составление слова из выделенных звуков. Например, нужно получить слов «мак». Для этого дети определяют первые звуки в изображенных на картинке словах «машина», «арбуз», «кошка».
Восп-ль: Вы видите на столе разложенные геометрические фигуры. Пусть каждый возьмет себе любую фигуру и подойдет ко мне.
Д/и «Распредели по группам». Распределение геометрических фигур по признакам: цвет, форма, величина.
Восп-ль: Предлагаю вам разделиться на две команды. По какому признаку вы будете это делать?
…. Хорошо, у нас получилось две команды.
1-е зад.: Выберите, пожалуйста, капитана и вместе придумайте название для своей команды. …Спасибо.
2-е зад.: На столе лежат карточки с изображением птиц. Первая команда отбирает только перелетных птиц, а вторая – зимующих. Капитан команды проверяет правильность выполнения задания. … Молодцы! А сейчас первая команда назовет своих птиц. …. Называет своих птиц вторая команда. Прекрасно!
3-е зад.: Я приготовила два конверта. В конвертах – разрезные картинки с изображением птиц. Вам нужно собрать из частей птицу, составить описательный рассказ. А другая команда должна узнать птицу по описанию. Для того, чтобы вам проще было выполнить это сложное задание, предлагаю вам модели. …. Замечательно! Молодцы, умеете работать в команде.
4-е зад.: Д/и «Кто без чего».
Воситатель предлагает детям сесть за столы, на которых лежат листочки с изображением птиц с отсутствующими частями: Посмотрите на свои картинки. Чего недостает вашим птицам? …. Какие молодцы! Спасибо.
Восп-ль: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Сейчас вы должны распределиться по парам, кто с кем хочет. … Задание: вместе с товарищем придумайте и нарисуйте предметы на звук «…». Приступайте! … Закончили? Какая пара готова назвать свои нарисованные предметы? … Спасибо, вы хорошо потрудились!
Восп-ль: Ребята! Давайте закроем глазки и представим себя на опушке леса. Получилось? ( вкл. диск с записью голосов птиц) Расскажите, пожалуйста, каких птиц вы услышали? Прекрасно. … А теперь давайте поиграем! ( подвижная игра под музыку «Покажи, как ходит/летает птичка!»)
….Не устали? Нет? Тогда – последнее задание: Возьмите листы бумаги и простые карандаши. Садитесь за столы. Сейчас весна. Тает снег. Появляются сосульки. Солнышко пригревает, и сосульки начинают плакать. Как называется это явление? Правильно, капель!
Давайте нарисуем капель в едином темпе и ритме, проговаривая. Приготовились! Кап-кап-кап! Если капельки будут капать быстро, быстро и рисуем : кап-кап-кап-кап-кап!.. А когда медленно, рисуем тоже медленно : ка-а-ап!..ка-а-ап!.. …Молодцы!
Вы все сегодня старались, работали дружно, помогали друг другу – поэтому так прекрасно справились со всеми заданиями! Поэтому Весна прислала вам призы. ( раздача призов)