Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Из опыта работы Соколовой Елены Валентиновны - воспитателя первой квалификационной категории ГБДОУ д/с № 76  компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Калининского административного района, города Санкт – Петербурга.


«Роль совместной деятельности детей и педагога  с использованием игр  математического содержания, в развитии творческой и познавательной активности детей с ОНР».
«… Не насильственно преподавать, милейшей, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен…»
Сократ.
     Работая в речевой группе детского сада, приходится сталкиваться с детьми, у которых не только общее недоразвитие речи, но и с детьми, у которых задержка психического развития, поэтому необходимо учитывать особенности здоровья, уровня развития, разную подготовленность каждого ребёнка.
     Необходимость соответствия высоким требованиям современной школы вызвала повышение уровня подготовки детей в детском саду, в частности по разделу «математическое развитие». Математическая подготовка должна предполагать не только усвоение детьми определённых знаний: формирование количественных, пространственных, временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, творческой активности.
   Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Человек, который любит математику, увлекается этой наукой, лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. А так как математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения, поэтому детям дошкольного возраста она просто необходима. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы знаний необходимые ребёнку в школе.
    Раздел математического развития достаточно сложен для наших детей. Наблюдая за детьми в ходе образовательной совместной деятельности, я заметила, что в игровой деятельности, с взрослым или сверстниками, ребята легче воспринимают задачи обучения. Процесс обучения проходит в атмосфере свободного творчества, отталкиваясь от желания детей, их склонностей и возможностей.
        Дети любят исполнительское творчество. Уже в младшем дошкольном возрасте они могут организовать не сложную сюжетно-ролевую игру. Постепенно, включая в творческую игровую деятельность детей развивающие игры с математическим содержанием, я пришла к выводу, что совместить эти виды деятельностей целесообразно для более успешного и эффективного развития детей в области математики. Полагаю, что когда математические задания объединены в игру с увлекательным сюжетом, или преподносятся детям на досуге в свободной. Непринуждённой обстановке у ребят складывается эмоционально-положительное отношение к математическим заданиям, что стимулирует мыслительную активность детей.
      Математические досуги, организованные в виде праздников, математических сказок, театрализованных представлений, где главные роли исполняют сами дети, способствуют не только развитию к математическим знаниям, но и создают положительно-эмоциональную атмосферу, в которой процесс познания проходит более успешно. Познавательная деятельность приобретает новую форму: ребёнок активнее впитывает информацию, продуктивно её усваивает, запоминает и оперирует ею; стремиться высказать свои суждения и идеи.
    В совместной образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений, я большую роль отвожу игре.
     Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своих трудах доказал, что содержание игры влияет на формирование  личности ребёнка, а такие известные отечественные психологи как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Игра способствует формирование мышления, воображения, нравственных качеств, коллективных навыков. В игровой деятельности развиваются творческие способности детей. И так как ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности, то можно сказать, что игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы с детьми. В ней закрепляются и отражаются знания полученные детьми  в процессе образовательной деятельности. Л.С. Выготский отметил: что у детей дошкольного возраста в игре появляется «замысел», а это значит переход к творческой деятельности, т.е. детская игра всегда носит творческий характер.
    Развитие творческой активности детей остаётся одной из психолого-педагогических проблем современности. В наше время созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, стало больше внимания уделяться художественной игре. Проводятся исследования предметом которых является проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Специалисты сделали вывод, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии.
   Путь к развитию творчества – это овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребёнка, а потом развивать его творческие способности. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков». Задача воспитателя создать благоприятные условия для собственных размышлений ребёнка, его творческой активности.
    - показ книг, картин, иллюстраций; просмотр видиофильмов и мультфильмов познавательного направления. От того насколько эмоционально воспримут дети литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения зависит богатство их замысла, интерес к заданиям и поиску их решений.
     - давать ребятам как можно больше информации.
    - внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не перебивая и не критикуя.
      В своей работе с детьми по развитию математических представлений я использую методические пособия для педагогов ДОУ: «Математика от 3 до 7» З.А. Михайловой, «Математика – это интересно» З.А. Михайловой и И.Н. Чеплашкиной. Выполнение заданий из этих пособий, которые объединены общим игровым сюжетом, развивают у детей живой, естественный интерес, способствуют развитию самостоятельности мышления.  На игровых занятиях ребята охотно включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, «выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом» (З.А. Михайлова «математика от 3 до 7»). Ребята сами должны найти ответ на вопрос. В результате накопления опыта, ребёнок постепенно осознаёт свою роль в разрешении заданной проблемной ситуации. «В старшем дошкольном возрасте уровень познавательной активности детей позволяет им быстро включаться в решение проблем. Дети в этом возрасте тяготеют к созданию сказочной обстановки, уютных уголков, неожиданных превращений, элементов приближения к реальным событиям. Они начинают прогнозировать необходимые действия и результаты, поэтому воспринимают приёмы обучения (совет, вопрос), как следующее звено сюжета, способы оценить сложность ситуации, в которых оказываются сказочные персонажи…» (З.А. Михайлова «Математика от 3до 7»).
   «Предметом детских рассуждений становится выход из противоречия, преодоление относительности, возможные варианты развёртывания событий» (З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина «Математика – это интересно»). На таких занятиях формируется творческий потенциал детей, растёт интерес не только к математическим знаниям, но и в целом к познанию – ведущей деятельности ДОУ.
   Кроме проведения игровых занятий, один раз в квартал я планирую математический досуг, который организовываю как математическую сказку, праздник, вечер развлечений, конкурс и т.д. Именно в условиях игры. где основная роль принадлежит детям, лишь в исключительных случаях допускается объяснение педагога, познание ребёнком осуществляется самостоятельно, через осваиваемые игры. игровые упражнения, решение логических и арифметических задач.
    К семи годам у детей формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности формируется интерес к обучению. И именно познавательная, творческая активность послужит основой для формирования теоретического мышления, позволит ребёнку перейти к учебному сотрудничеству, преодалению трудностей в решении учебных задач.
    Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе по развитию творческой активности в процессе проведения совместной деятельности педагога и детей с использованием игр математического содержания, является творческое отношение воспитателя к математическим играм; варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр с усложнением.
      Развитие интереса к математическим знаниям у старших дошкольников в процессе проведения игровых занятий будет проходить успешнее при следующих условиях:
1.    Создание эмоционально-положительной атмосферы для проведения досуга.
2.    Широкое использование разнообразных развивающих, требующих активной умственной деятельности, постепенно усложняющихся игр математического содержания.
3.    Правильное планирование и умелое руководство, творческое отношение педагога и желание добиваться лучшего результата в  совместной с детьми деятельности.

Только при успешном включении детей в полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего обучения.
В работе с детьми, у которых недоразвитие речи больше внимания должно быть уделено развитию речи. В ходе игровых ситуаций воспитатель не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо разговаривает с детьми, содействуя вхождению в игру. Это содействует освоению умений диалогической и полилогической речи. Ребята охотнее участвуют в коллективных разговорах: внимательно слушают собеседника, учатся правильно задавать вопрос, строить своё высказывание кратко или распространённо, ориентируясь на задачу общения, аргументировано исправлять ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства.
Такая форма работы с детьми способствует развитию у детей:
 - Интереса к решению познавательных творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
 - Развитию логического и образного мышления: умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.
 - Развитие понимания ребёнком математических связей, закономерностей.
 - Стремление к творческому познанию, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
 
      
    

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»