Формирование дружеских взаимоотношений
детей средней группы в игре
Щетинина Оксана Борисовна,
ГБДОУ № 62 Кировского района Санкт-Петербурга,
воспитатель
Показателями дружеских взаимоотношений являются:
- общительность, т.е. активно проявляемое желание установить контакт;
- доброжелательность, характеризующаяся чуткостью, отзывчивостью;
- умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.
У ребенка пятого года жизни, если он имел опыт общения со сверстниками, уровень доброжелательности довольно высок. Дети хорошо знают любимые игры друг друга и роли в них, играя, объединяются в группки из двух-четырех человек. Игры в «семью», «шофера», «детский сад» возникают по их инициативе, а игры в «магазины», «больницу», «зоопарк», «уличное движение» организуются с помощью воспитателя.
Формировать взаимоотношения дошкольников в игре лучше всего путем влияния на содержание игр, а также на выбор детьми ролей и их исполнение. Поэтому воспитатель побуждает, например играющих в «семью», к тому, чтобы отец был добрым, заботливым, старался помочь в доме; мать – доброжелательна в отношениях с детьми, а те, в свою очередь, уважали родителей, слушались их.
Очень важно чтобы в жизни шоферы помогали друг другу, а врачи – оказывали помощь по первой просьбе заболевшего. И в игровых взаимоотношениях друг с другом дети в основном проявляют доброту, заботливость, отзывчивость.
Нередки случаи справедливого распределения ролей, отказа от главной роли («Меня уже один раз выбирали»), уступчивости, учета желаний других участников общей игры. Споры, ссоры могут возникать по чисто внешним причинам (из-за места, из-за игрушек), из-за несформированности умения общаться со сверстниками, вследствие создавшейся у части детей в семье привычки удовлетворять свои желания, не считаясь с окружающими, а также из-за застенчивости, замкнутости отдельных участников игры.
При налаживании дружеских взаимоотношений педагогу важно сохранять положительные индивидуальные особенности ребенка, учитывать его личностные стремления, чувства, интересы. Уже сама организация игры (предварительное обсуждение с участием воспитателя игрового замысла, выбор игрушек) предрасполагает детей к объединению, к обдумыванию игры. Они делятся своими планами, прислушиваются к мнению друг друга, согласовывают свои желания.
Педагог привлекает внимание детей к достоинствам одногруппников, советует, кого из них пригласить играть, или, напротив, кому-то из детей предлагает попросить разрешения, чтобы его приняли в игру.
К примеру, такая ситуация: перед прогулкой воспитатель предупреждает:
«Возьмем на участок только те игрушки, которые понадобятся в играх. Сейчас можно договориться, с кем и в какие игры вы будете играть. Вместе подумайте, что вам взять с собой для игры»
Михаил: «Нам с Сережей нужен руль. Мы в «поезд» играть будем». Воспитатель: «А ты договорился с Сережей играть вместе? Он согласен в «поезд» играть?».
Михаил(обращаясь к Сереже): «Ты будешь играть со мной в «поезд»»?
(Сережа принимает предложение друга).
Воспитатель: «Можно пассажиров пригласить – Женю, Веру и других детей».
Даша (берет за руку Нику): «Мы с тобой во что будем играть?».
Ника: «Давай в «дочки-матери». Возьмем себе маленькую дочку, будем ее в ясли водить, гулять будем».
Даша: «Можно еще и большую сестренку ей, как у меня дома».
Лера: «Можно мне сестренкой быть? Я буду помогать с малышкой играть. А ты (обращается к Нике) будешь наша мама».
Воспитатель: «Молодец, Лера, предложила подружке быть мамой. Ника будет хорошей мамой. А кем будет Даша?».
Даша:«Я хотела быть мамой. Но пусть Ника будет, я вчера один раз была» Воспитатель: «Конечно, нужно по очереди. Другим тоже хочется».
В приведенном примере воспитатель вовлекает застенчивых детей (Женю и Веру) в общую игру, подсказывает детям, как согласовать свои действия, оценивает искреннюю уступку главной рол партнерам (пример Даши и Леры). Общительность, доброжелательность Ники и Леры дала возможность воспитателю повлиять на Михаила и Сережу, у которых эти качества проявлялись лишь эпизодически.
Дети наиболее часто нуждаются в уточнении игрового замысла. К примеру, ситуация: Женя, Сережа, Вова и Вера играют в песке, не вступая в контакт друг с другом. Выяснив, что у них нет определенного замысла игры, воспитатель уточняет его: «А я думала, Женя с Сережей гараж строят».
Женя:«Мы и так гараж делаем! Сережа, мы же гараж строим? Давай вместе нагребем, потом сюда машины поедут».
Воспитатель: «У Вовы машина. Он вам много песку привезет, только кому-то надо помочь нагрузить песок в кузов».
Вера: «Я буду помогать Вове, а потом посадим деревья, чтобы красиво было».
Дети начинают активно договариваться о распределении обязанностей. Сережа помогает Жене разгружать песок. Разговор идет оживленный, доброжелательный. Вова радуется общему успеху: «Во, какая гора выросла! Сережа, ты ее похлопай лопатой, а мы еще привезем! Давай, давай, нагружай быстрее, скоро машины приедут!»
Перед педагогом нередко возникает необходимость побуждать детей:
- поступать по-дружески;
- подчеркивать моральную сторону поведения исполнителей определенных ролей;
- одобрять проявления доброжелательности, взаимопомощи, заботы о других.
Приемы воздействия воспитателя создают в группе атмосферу доброжелательности, формируют у детей необходимые навыки дружеских взаимоотношений. Интерес к той или иной роли, потребность чувствовать внимание со стороны сверстников помогают развитию у детей дружеских взаимоотношений. Например, воспитание доброты у детей, не умеющих делиться игрушками, будет осуществляться эффективнее, если в общей игре им поручат такие роли, исполняя которые они будут вынуждены обмениваться или делиться игрушками с партнерами. В таких случаях дети уступают игрушку естественно, без принуждения.
В равной мере педагогическое воздействие необходимо и в тех случаях, когда дети беспрекословно подчиняются эгоистическим проявлениям сверстников, подавляющих инициативу остальных участников игры, диктующих всем свои требования. Этих детей в игре целесообразно объединять с партнерами, равными им по умениям, по проявлению инициативы, но отличающимися справедливостью, умеющими сочетать свои интересы с требованиями коллектива, с желаниями других детей. Оказавшись наравне с друзьями, выполняя второстепенные роли, эгоистичные дети приучаются согласовывать личные желания с интересами играющих и таким образом упражняются в проявлении дружеских чувств и отношений. При этих условиях их предложения после обсуждения могут быть приняты, а могут быть и отвергнуты. Постепенно такие дети привыкают к тому, что нужно считаться с мнением других, справедливо распределять обязанности в игре, поступать соответственно выполняемой роли.
Положительному общению в играх во многом способствуют оказание воспитателем помощи детям в выборе сюжета игры, расширении ее содержания, а также привлечение их внимания к играм друзей. Иногда педагогу бывает необходимо включиться в игру, чтобы направить взаимоотношения детей, помочь им правильно поступить в создавшейся ситуации.
Используя напоминание, вопросы, советы, поощрения, положительный пример, совместное обсуждение содержания игры и характера взаимоотношений, определяемого ролью (добрая мама, заботливый папа, послушная дочка, приветливый продавец, вежливые покупатели), воспитатель помогает детям накапливать опыт дружеских чувств и отношений. Необходимо приучать их к планированию игр (сговариваться о содержании, о распределении ролей, о нужных игрушках и предметах); к соблюдению ряда правил: «договорились о правилах в игре – выполняй их», «не забудь поделиться с другом – это будет приятно тебе и ему», «береги то, что сделано друзьями».
В средней группе можно широко использовать игры-инсценировки, содержание которых побуждает детей к положительным формам общения.
Для формирования дружеских взаимоотношений дошкольников могут быть использованы дидактические игры. Для игр можно подбирать стихи, сказки и песни, в которых говориться о дружбе («Два жадных медвежонка», «Кот, петух и лиса», «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского; «Мы дружные ребята» слова Н.Найденовой, музыка С. Разоренова и др.).
Кроме произведений художественной литературы, игр-драматизаций и подобного, эффективное педагогическое воздействие на детей оказывают музыкальные игры, песни. Музыкальные игры, хороводы, инсценировки углубляют впечатления детей, вызывают желание объединиться в игре, эмоционально выразить общие переживания.
Таким образом, в процессе игр различных видов у детей пятого года жизни воспитываются чуткость и отзывчивость, умение считаться со своими сверстниками, уважать их замысел и право на интересную роль, чувство справедливости. Именно те стороны дружеских взаимоотношений, которые являются предпосылкой для формирования более высокого и сложного чувства – коллективизма, а также коллективных взаимоотношений, складывающихся на старших ступенях дошкольного возраста.