Составила воспитатель ГБДОУ д/с № 21 Василеостровского района Бем О.А.
Одним из направлений формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников является работа по совершенствованию пространственных ориентировок на листе бумаги, расширение « поля зрения» ребенка. Большую помощь для решения этой задачи могут оказать игры с квадратной сеткой 3 х 3.
На каждого ребенка заготавливается квадратная сетка 3 х 3, 9 разноцветных квадратов, 9 одноцветных квадратов, комплект карточек с цифрами. Для воспитателя один большой квадрат из ткани с прозрачными карманами, слоговые таблицы.
Работу с детьми начинаем с отработки понятий «центр» «лево-право», «верх – низ» , «вверх – вниз», «слева – справа». Постепенно задания усложняются. Дети с большим интересом выполняют задания в «квадрате». Дети начинают лучше ориентироваться на листе бумаги, усваивают пространственные понятия, у детей расширяется объем зрительной памяти и внимания. Далее приводятся варианты игр с квадратнойсеткой.
1. Знакомство с квадратом
Дети осваивают понятия : «центр», «левый верхний», «правый верхний» и т.д.
|
2. Игра «Мяч»
Дети выполняют задания по словесной инструкции: - мяч покатился в левый верхний квадрат - мяч покатился в центральный квадрат - мяч покатился в правый нижний квадрат
|
|||||||||||||||||||||||||||
3. Игра «Коврик»
Вариант 1 Дети закрывают квадраты сетки цветными квадратиками, цвет которых определяется по первому звуку слова, произнесенного воспитателем. Зонт- зеленый фиалка - фиолетовый жук - желтый белка - белый Гусь - голубой черепаха – черный Кубик - красный ослик - оранжевый рот - розовый сок - серый
Вариант2: Дети произвольно раскладывают цветные квадраты, а затем придумывают соответствующие слова ( зеленый – з – зебра, красный – к – кот)
|
4. Игра « Узнай букву» Дети закрывают одноцветными квадратиками клетки, следуя словесной инструкции воспитателя, а затем называют получившуюся букву.
.
|
5. Игра « Запомни и разложи как я» Воспитатель показывает квадрат с закрытыми в определенном порядке клетками. Дети смотрят несколько секунд и запоминают, затем в своих квадратах располагают цветные квадраты в том же порядке.
|
6. Игра « Цифры в квадрате» По словесной инструкции дети выкладывают карточки с цифрами в определенный квадрат
Вариант: « Запомни и разложи как я»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Игра «Собери слово» Детям предлагают прочитать слог в клетке слева ( справа) и соединить его со слогом в центре. Какое слово получилось?
Игра, гора, нора, пора, мера, кора
9, Игра « собери слово»
По словесной инструкции дети составляют слова: кит, кот, мак, ток, крот, рот. Март, тир, кран, нитка, нота, икра, трон, мир, шар, шина, тина Пример: Верхний левый квадрат (к), центральный (и), нижний правый (т) получается слово - кит
|
8. Игра « Составь слово» Детям предлагается слоговая таблица. Дети составляют слова по данным слогам
Зима, шары, козы, куры, Маша, зори Комары, Вариант 2: По словесной инструкции дети находят нужные слоги и составляют слово. Например: центральный квадрат , правый средний ( козы)
10. Игра «Шифровальщик»
Воспитатель загадывает буквы, называя цифру в левом столбике и букву в верхнем ряду ( выделенные красным цветом). Дети отгадывают слова Например: а1,б2 ,в2 - тон А1, б2, б,3 - ток
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Игра «Противоположности» Для данной игры необходим квадрат с прозрачными карманами большого размера для воспитателя В карманы выкладываются картинки слов –антонимов ( гиря (тяжелая) – перышко (легкое),конь (быстро) - черепаха (медленно), Ленточка (широкая) – ленточка (узкая). Стакан (пустой) - стакан (полный) и т.д. Дети находят противоположные по смыслу слова.
|
12. Для данной игры необходим квадрат с прозрачными карманами большого размера для воспитателя. В карманы вкладываются картинки по любой лексической теме. Проводятся игры. «Назови одним словом», «Кто лишний», «какое животное я загадала», « Рассели животных по инструкции» |