Ковальчук Оксана Алексеевна
"Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь"
Р. Фрегер, Д. Фейдимен
Актуальность.Реформирование дошкольного образования, предполагает разработку и применение различных технологий в области психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств. В рамках современного стандарта образования и воспитания отражается понимание ценности периода дошкольного детства и важности психологической составляющей в образовательной работе с детьми. В настоящее время осуществляется активный поиск более эффективных форм, средств, методов и технологий взаимодействия педагога-психолога с специалистами ДОУ для реализации задач развития и воспитания детей и проживание полноценного дошкольного детства.
Дошкольное детство- самый важный период развития ребёнка. Это период интенсивного развития физических, интеллектуальных и личностных качеств. Актуальным в данном контексте является взаимодействие педагога-психолога и воспитателя по ФИЗО в образователньм процессе. По данным ВОЗ в массовых детских садах встречается большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии. "Ребёнок мыслит телом" - и это закономерно, поскольку на первых этапах развитии онтогенеза психика и моторика находятсяв неразрывном единстве (Е.А.Аркин, А.Валлон, П.Ф.Вэдэзи, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, М.М.Кольцова, А.Н.Леонтьев, Р.Р.Фьюэлл, Н.М.Щелованов и др.).
В настоящее время анализ психолого-педагогических программ показывает , что они нацелены в основном на работу с конкретными проблемами: агрессивностью, тревожностью, и нет комплексных коррекционно-профилактических программ, которые включают в себя элементы телесно-ориентированных техник, программ, которые базируются на целостности развития ребёнка, на единстве воспитательно-образовательного процесса, на взаимосвязи психического и психомоторного развития.
Вся жизнь во Вселенной и взаимосвясь природы с живыми организмами просходит в вечном акте движения. Нет движения- нет роста, нет развития. В каждом ребёнке заложено природой неуёмное желание двигаться, движение - как дыхание для всего живого. Ребёнок наиболее гармонично развивается в включение в обучение двигательной активности. Из всего выше сказанного следует, что развитие психических функций ребёнка базируется на уровне развития сенсомоторики. Базисом для развития высших психических функций является двигательная сфера. У человека есть врожденная потребность в гармонии, если тело болеет - то страдает психика, если страдает психика – страдает тело. Если тело в напряжении, нервная система работает с перегрузками. Развивая двигательную сферу ребёнка, телесность, мы опосредовано влияем на развитие психических свойств и процессов. Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние. Поэтому мы считает, что актуальным в дошкольных образовательных учреждениях составление программ с использованием элементов телесных техник, создание методичек с телесными играми, дыхательными техниками, обучением специальных техник массажа. Обучение ТОП педагогов массовых детских садов. В данное время, многим детям дошкольного возраста ( 54% детей страдают теми или иными соматическими заболеваниями) необходима коррекционная, профилактическая работа с использованием телесных техник. Но данные программы предоставляются только частными, дорогостоящими Центрами, что не могут себе позволить многие среднестатистические семьи. В нашем ДОУ педагог-психолог с воспитателем по ФИЗО используют в своей совместной работе элементы телесных упражнений, дыхательные упражнения, обучают детей самомассажу. Каждое занятие включает в себя интеграцию нескольких видов деятельности: объединяются физическое, телесное и эмоциональное развитие.