Тулисова Ирина Валерьевна
Цели:
• Формировать умения составлять описательный рассказ.
• Формировать в пассивном словаре неречевых детей мотивацию к описательному творческому рассказу с помощью невербальных средств коммуникации.
• Коррекция мышления на основе упражнений в анализе - синтезе.
• Воспитание базовых эмоций личности.
Оборудование: план, серия картинок «Мышка и рваный ботинок».
Ход урока.
I.Организованный момент.
а) Упражнение в анализе - синтезе; лексические упражнения в словообразовании:
- Сложи картинку, назови, кто изображен, как зовут детенышей; где живут эти животные?
Составление осколочных картинок домашних животных и их определение (корова, лошадь, кошка, собака, свинья, коза; телята, жеребята, котята, щенки, поросята, козлята).
б) Подбери слова, описывающие ваше отношение к этим животным: нежность, страх, боязнь, забота, любовь, радость, удивление, печаль...
Безречевые дети:
• складывают осколочно - разрезную картинку;
• находят к ней аналогичные;
• отвечают на вопрос с помощью слов-картинок;
• отвечают на вопрос с помощью сигнала.
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) Голосовые упражнения:
- Изобразить, как ходит то или иное животное, какие звуки издает? Сделать это громко - тихо: ласково - грубо; быстро - медленно.
б) Упражнения в уточнении представлений и лексическом запасе слов:
- Сегодня мы поговорим о домашнем животном. А о каком, вы должны угадать!
Загадка:
«Отворилась тихо дверь —
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род —
На охоту вышел ...»
(кот)
Рассматривание кошки, выделяя отдельные части её тела и описывая их. — Какая кошка по размеру? Чем покрыто тело кошки? Какая шерсть? Есть ли хвост? Какой? Сколько лап? Как ходит кошка? Какая мордочка? (Круглая, маленькая.) Что на мордочке у кошки? (Усы.) Какие? (Длинные, черные.) и т.д.
Зачем человеку нужна кошка? (Кошка ловит мышей. Она приносит пользу.) Что еще любит кошка? - (Молоко, рыбу.)
в) Самостоятельное описание кошки учениками по отдельным картинкам, которые они выберут на столе учителя. У учителя 5-6 картинок с изображением разных видов кошек, разных размеров, окраски и поз.
Безречевые дети:
• показывают части тела кошки;
• выбирают из нескольких картинок только картинки с изображением кошек;
• имитируют движения животного по заданию учителя;
• подбирают цветные полоски к каждой картинке с кошками;
• имитируют голос животного;
• дорисовывают части тела у кошки.
III. Физминутка.
Используются упражнения на имитацию движений кошки.
Словарь: кошка лижет лапки, умывается, прыгает, выгибает спинку, лакает, сидит и т.д.
IV. Изучение нового.
а) Работа по составлению описательного рассказа по рисункам.
б) В конце урока детям можно предложить стихотворение «Кот — разбойник» для заучивания наизусть.
«Из окна увидел я:
Кот напал на воробья.
Чуть он бедного не съел.
Я на помощь подоспел.
Жаль, что не было кнута —
Наказал бы я кота,
Чтоб он птичек не губил,
А мышей и крыс ловил».
в) Составление повествовательного рассказа «Девочка и кошка». Что забыл нарисовать художник?
Безречевые дети:
• составляют описательный рассказ с помощью серии сюжетных картинок;
• указывают на недостающие части рисунка и дорисовывают их.
V. Итог.