Подготовила:
заместитель заведующего по методической работе ГБДОУ №20 В.О СПб.
Орлова Наталья Николаевна
Конструированием называется моделирование предметов из готовых и полуготовых деталей или материалов (строительно-конструктивный геометрический материал, металлические или деревянные конструкторы, бумага, дерево, картон и т.д.) Конструирование предъявляет специфические требования к умственной деятельности ребенка, а именно: • целенаправленное восприятие конструируемого предмета – его целостного облика, отдельных частей и их взаимоотношений; • умение зрительно расчленить модель на отдельные элементы и соотнести их с имеющимися деталями; • умение представить предмет в его деталях, в различных пространственных положениях; • наличие способности к четкой ориентации в пространственных отношениях; • наличие умений оценить конструктивные возможности деталей и материалов; • планирование деятельности в уме с последующим переводом действий в материализованный план; • умение оценивать ход конструирования, выполнение его отдельных частей с точки зрения назначения и общего облика воссоздаваемого предмета; Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть как общее для целой группы предметов, так и своеобразное. Педагогическое руководство умственным развитием детей в процессе конструирования заключается в целенаправленном обогащении представлений детей о предметах, зданиях и сооружениях, при специфическом направлении этих наблюдений. В процессе рисования, лепки, аппликационных работ происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий. Особое значение для умственного развития детей имеет формирование: • умений и способностей аналитико-синтетического восприятия предметов; • обобщенных представлений о предметах, отражающих признаки, которые могут быть переданы в изображении; • восприятия создаваемого и законченного изображения и оценки его в соответствии с имеющимися у ребенка представлениями; • умений оперировать представлениями, привлекать ранее накопленный опыт и преобразовывать его с помощью воображения; • планирующей функции мышления. В процессе рисования формируются пространственные представления ребенка: расчленение целого на части, положение предмета в пространстве, а также восприятие ребенком цвета во всем его разнообразии. Основные педагогические условия умственного развития ребенка в изобразительной деятельности – ее организация на основе наблюдения детьми предметов и явлений окружающей жизни, формирование в ходе этих наблюдений обобщенных способов обследования предметов, обучения детей элементарной изобразительной технике.