Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методики выявления способностей детей
в области художественно-эстетического
развития детей

Каюмова Виктория Михайловна
ГБДОУ детский сад № 12 Петродворцового района Санкт-Петербурга реализует направление художественно-эстетического развития воспитанников на протяжении многих лет, в основе которого лежит концепция доктора биологических наук Тамары Петровны Хризман «Искусство, эстетика, художественные музеи – это высшая школа чувств, развития психики и социализации личности ребёнка». Суть данной концепции в том, что при условии активного взаимодействия и слияния всех видов искусств у ребёнка при встрече с прекрасным, с искусством рождаются художественные эмоции-высшие формы человеческих чувств, способствуя развитию ассоциативной деятельности мозга, ассоциативного мышления, реализации более сложных осмысленных форм поведения ребёнка.
Были найдены новые подходы и методы в развитии творческих индивидуальных способностей детей в учреждении. Синтез искусств – слияние эстетического цикла в единую непрерывную образовательную деятельность дошкольника, что способствует формированию закона позитивного предпочтения у воспитанников.
В настоящее время они легли в основу действующей образовательной программы: темы занятий воспитателей, музыкального руководителя, педагога по музейной педагогике и педагога по изо деятельности объединены в единую нить, реализующуюся всеми участниками образовательных отношений. Синтез искусств вошёл в 40 % вариативной части образовательной программы дошкольного образования части, формируемой участниками образовательных отношений и направлен на раскрытие индивидуальных способностей и выявление одарённости детей.
Цель: выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка в художественно-эстетическом направлении, раскрывая творческие задатки одарённых детей.
Задачи: - создание и подбор методик по выявлению индивидуальных способностей детей
- создание условий для проведения мониторинга и игровых заданий
- организация взаимодействия всех участников образовательных отношений, используя синтез искусств
Методики по выявлению индивидуальных способностей и одарённых детей, используемые педагогами ДОУ:
- Мониторинг – определённо подобранный инструментарий для обследования детей с конкретными заданиями.
- Наблюдения в игровой, повседневной
деятельности (в течение учебного года) и в занятиях
Мониторинг проводится по утверждённым критериям в соответствии с ФГОС ДО педагогами дошкольного учреждения. При диагностике творческого потенциала детей используются авторские методики: Домики, Цветы, Разработанные Т.П. Хризман и О.А. Ореховой, которые помогают отследить и проанализировать изменения, происходящие в личности интеллектуальной и эмоциональной психики детей, занимающихся творчеством. В нашем коллективе в настоящее время есть педагоги, которые работали в тандеме с Т.П. Хризман и хорошо владеют инструментарием представленных методик и их проведением. Влияние синтеза искусств на развитие творческого потенциала ребёнка, в дальнейшем оказание помощи в раскрытии его индивидуальных особенностей.
Мы проводим диагностики по выявлению творческого потенциала детей и одарённости у них. Используемые диагностики «Домики», «Цветы» (разработанные и апробированные в нашем детском саду).
«ДОМИКИ»
Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка.
Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными карандашами домики, «жильцы» которых- эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.
Материал для диагностики: Лист ответов, шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Сравнивать можно только результаты теста, проведенного в одинаковых условиях! Для стандартизации условий тест проводится в группе детского сада. При повторении теста в более комфортных домашних условиях результаты могут меняться.
Тест проводят 2 раза в год. Внимательно изучайте изменения и учитывайте их при формировании стратегии художественно-эстетического воспитания.
* в рекомендациях к проведению диагностирования есть чёткий и последовательный инструктаж, позволяющий провести диагностику и проанализировать полученные результаты. Более того, произвольность использования цвета даёт ребёнку возможность обозначить для себя негативные полюсы эмоций или любой негативный социальный объект нелюбимым цветом и абстрагироваться от них, создавая для себя индивидуальный блок психологической защиты.
После проведения этой методики в этом году мы получили следующие результаты, что дети предпочитают больше позитивных эмоций и выбирают дружбу, справедливость, доброту. Из негативных эмоций четко выделяют злобу, обиду и скуку. Средний балл относительно предпочтений различных видов деятельности и социальных объектов показывает, что дети предпочитают такие виды деятельности, как пение и музей. Благодаря этим методикам мы сумели выделить группу детей, имеющих индивидуальные способности и одарённость.
 «Цветы» определение уровней развития творческого воображения, средств художественной выразительности и эстетических представлений.
Цель: изучить индивидуальные особенности развития творческого мышления мальчиков и девочек под влиянием высоких социальных и художественно-эстетических эмоций, сопровождающих творчество.
Предназначен для диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста (от 4 лет) методика проста в исполнении. Она определяет возможности детей к творческому воображению на основе имеющихся у ребёнка сенсорных эталонов и представлений.
Методика позволяет определить:
- уровень творческого мышления, на котором ребенок решает поставленную задачу
- сформированность представлений о красоте (вербальный компонент)
- средства художественной выразительности, используемые ребёнком (эстетический компонент).
Детям предлагается из имеющихся частей собрать самый красивый цветок на свете, после выполнения работы воспитатель предлагает назвать его и определить для чего нужен этот цветок.
Дети собирают разнообразные цветы, исходя из индивидуальных представлений о красоте и эталонов художественной выразительности.
Выделены несколько направлений, которые отражают характерные стратегии решения творческих задач.
- сбор отдельных цветов наиболее простой формы, по стереотипу.
- решение творческих задач, отказавшись от эталонов, отдавая предпочтение форме элементов и конструкции цветка, часто используя лишь один цвет.
- решение творческой задачи целостной концепции: цветок как растение, имеющее стебель, бутоны, листики и т.д. Характерным для этих детей является то, что они, создавая цветок за отведённое время, используют большую часть набора элементов, используют один и тот же элемент в качестве заместителей (и как лепесток, и как стебель и как трава). Придумывают новое развитие, имеющее художественную и эстетическую ценность.
Педагоги дополнительного образования по музейной педагогике и изодеятельности в своём мониторинге придерживаются критериев, разработанных в программе «Детство» и дополнительно ввели показатели по раскрытию у детей индивидуальных особенностей в области художественно-эстетического развития. У педагога по музейной педагогике: умение делать умозаключения в установлении связей между предметами искусства: историческими событиями, связи эпох, историческим местом и т.д. Развитие ассоциативных полей с использованием неопределённых предметов. У педагога по изодеятельности: сформированность умения определить настроение картины, определение и передача своего эмоционального состояния от увиденного в продуктивных видах деятельности.
В соответствии с авторской программой по музыкальному развитию детей «Зримая сказка – источник радости» М.С. Скрипник, разработанной в условиях плотного взаимодействия с Т.П. Хризман выделены такие критерии, как: инициация деятельности (активность в познании), образность восприятия (целостность и точность), творческое мышление при восприятии музыкального образа, большое внимание уделяется мониторингу творческого развития: фантазия и импровизация, образность самовыражения
После проведения представленных диагностик и выявления детей с индивидуальными особенностями мы начинаем выстраивать индивидуальные маршруты работы с одарёнными детьми. Представленные методики позволили нам сделать вывод, что художественно-эстетический цикл (синтез искусств) положительным образом влияет на эмоции детей и их дифференциацию, также на развитие эмоционального интеллекта. Дети, занимающиеся искусством, предпочитают позитивные социальные эмоции и значительно меньше испытывают негативные чувства. Эстетическая программа формирует ценностные ориентации, что способствует развитию потенциала и помогает нам выделить детей с неординарными творческими способностями.ГБДОУ детский сад № 12 Петродворцового района Санкт-Петербурга реализует направление художественно-эстетического развития воспитанников на протяжении многих лет, в основе которого лежит концепция доктора биологических наук Тамары Петровны Хризман «Искусство, эстетика, художественные музеи – это высшая школа чувств, развития психики и социализации личности ребёнка». Суть данной концепции в том, что при условии активного взаимодействия и слияния всех видов искусств у ребёнка при встрече с прекрасным, с искусством рождаются художественные эмоции-высшие формы человеческих чувств, способствуя развитию ассоциативной деятельности мозга, ассоциативного мышления, реализации более сложных осмысленных форм поведения ребёнка.
Были найдены новые подходы и методы в развитии творческих индивидуальных способностей детей в учреждении. Синтез искусств – слияние эстетического цикла в единую непрерывную образовательную деятельность дошкольника, что способствует формированию закона позитивного предпочтения у воспитанников.
В настоящее время они легли в основу действующей образовательной программы: темы занятий воспитателей, музыкального руководителя, педагога по музейной педагогике и педагога по изо деятельности объединены в единую нить, реализующуюся всеми участниками образовательных отношений. Синтез искусств вошёл в 40 % вариативной части образовательной программы дошкольного образования части, формируемой участниками образовательных отношений и направлен на раскрытие индивидуальных способностей и выявление одарённости детей.
Цель: выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка в художественно-эстетическом направлении, раскрывая творческие задатки одарённых детей.
Задачи: - создание и подбор методик по выявлению индивидуальных способностей детей
- создание условий для проведения мониторинга и игровых заданий
- организация взаимодействия всех участников образовательных отношений, используя синтез искусств
Методики по выявлению индивидуальных способностей и одарённых детей, используемые педагогами ДОУ:
- Мониторинг – определённо подобранный инструментарий для обследования детей с конкретными заданиями.
- Наблюдения в игровой, повседневной
деятельности (в течение учебного года) и в занятиях
Мониторинг проводится по утверждённым критериям в соответствии с ФГОС ДО педагогами дошкольного учреждения. При диагностике творческого потенциала детей используются авторские методики: Домики, Цветы, Разработанные Т.П. Хризман и О.А. Ореховой, которые помогают отследить и проанализировать изменения, происходящие в личности интеллектуальной и эмоциональной психики детей, занимающихся творчеством. В нашем коллективе в настоящее время есть педагоги, которые работали в тандеме с Т.П. Хризман и хорошо владеют инструментарием представленных методик и их проведением. Влияние синтеза искусств на развитие творческого потенциала ребёнка, в дальнейшем оказание помощи в раскрытии его индивидуальных особенностей.
Мы проводим диагностики по выявлению творческого потенциала детей и одарённости у них. Используемые диагностики «Домики», «Цветы» (разработанные и апробированные в нашем детском саду).
«ДОМИКИ»
Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка.
Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными карандашами домики, «жильцы» которых- эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.
Материал для диагностики: Лист ответов, шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Сравнивать можно только результаты теста, проведенного в одинаковых условиях! Для стандартизации условий тест проводится в группе детского сада. При повторении теста в более комфортных домашних условиях результаты могут меняться.
Тест проводят 2 раза в год. Внимательно изучайте изменения и учитывайте их при формировании стратегии художественно-эстетического воспитания.
* в рекомендациях к проведению диагностирования есть чёткий и последовательный инструктаж, позволяющий провести диагностику и проанализировать полученные результаты. Более того, произвольность использования цвета даёт ребёнку возможность обозначить для себя негативные полюсы эмоций или любой негативный социальный объект нелюбимым цветом и абстрагироваться от них, создавая для себя индивидуальный блок психологической защиты.
После проведения этой методики в этом году мы получили следующие результаты, что дети предпочитают больше позитивных эмоций и выбирают дружбу, справедливость, доброту. Из негативных эмоций четко выделяют злобу, обиду и скуку. Средний балл относительно предпочтений различных видов деятельности и социальных объектов показывает, что дети предпочитают такие виды деятельности, как пение и музей. Благодаря этим методикам мы сумели выделить группу детей, имеющих индивидуальные способности и одарённость.
 «Цветы» определение уровней развития творческого воображения, средств художественной выразительности и эстетических представлений.
Цель: изучить индивидуальные особенности развития творческого мышления мальчиков и девочек под влиянием высоких социальных и художественно-эстетических эмоций, сопровождающих творчество.
Предназначен для диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста (от 4 лет) методика проста в исполнении. Она определяет возможности детей к творческому воображению на основе имеющихся у ребёнка сенсорных эталонов и представлений.
Методика позволяет определить:
- уровень творческого мышления, на котором ребенок решает поставленную задачу
- сформированность представлений о красоте (вербальный компонент)
- средства художественной выразительности, используемые ребёнком (эстетический компонент).
Детям предлагается из имеющихся частей собрать самый красивый цветок на свете, после выполнения работы воспитатель предлагает назвать его и определить для чего нужен этот цветок.
Дети собирают разнообразные цветы, исходя из индивидуальных представлений о красоте и эталонов художественной выразительности.
Выделены несколько направлений, которые отражают характерные стратегии решения творческих задач.
- сбор отдельных цветов наиболее простой формы, по стереотипу.
- решение творческих задач, отказавшись от эталонов, отдавая предпочтение форме элементов и конструкции цветка, часто используя лишь один цвет.
- решение творческой задачи целостной концепции: цветок как растение, имеющее стебель, бутоны, листики и т.д. Характерным для этих детей является то, что они, создавая цветок за отведённое время, используют большую часть набора элементов, используют один и тот же элемент в качестве заместителей (и как лепесток, и как стебель и как трава). Придумывают новое развитие, имеющее художественную и эстетическую ценность.
Педагоги дополнительного образования по музейной педагогике и изодеятельности в своём мониторинге придерживаются критериев, разработанных в программе «Детство» и дополнительно ввели показатели по раскрытию у детей индивидуальных особенностей в области художественно-эстетического развития. У педагога по музейной педагогике: умение делать умозаключения в установлении связей между предметами искусства: историческими событиями, связи эпох, историческим местом и т.д. Развитие ассоциативных полей с использованием неопределённых предметов. У педагога по изодеятельности: сформированность умения определить настроение картины, определение и передача своего эмоционального состояния от увиденного в продуктивных видах деятельности.
В соответствии с авторской программой по музыкальному развитию детей «Зримая сказка – источник радости» М.С. Скрипник, разработанной в условиях плотного взаимодействия с Т.П. Хризман выделены такие критерии, как: инициация деятельности (активность в познании), образность восприятия (целостность и точность), творческое мышление при восприятии музыкального образа, большое внимание уделяется мониторингу творческого развития: фантазия и импровизация, образность самовыражения
После проведения представленных диагностик и выявления детей с индивидуальными особенностями мы начинаем выстраивать индивидуальные маршруты работы с одарёнными детьми. Представленные методики позволили нам сделать вывод, что художественно-эстетический цикл (синтез искусств) положительным образом влияет на эмоции детей и их дифференциацию, также на развитие эмоционального интеллекта. Дети, занимающиеся искусством, предпочитают позитивные социальные эмоции и значительно меньше испытывают негативные чувства. Эстетическая программа формирует ценностные ориентации, что способствует развитию потенциала и помогает нам выделить детей с неординарными творческими способностями.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»