Наставничество в ДОУ Автор: Шамраева Наталья Александровна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 9 Выборгского района Санкт-Петербурга Соавтор: Линкова Светлана Павловна, методист ГБДОУ детский сад № 9 Выборгского района Санкт-Петербурга Аннотация. Статья посвящена роли наставничества как одной из форм успешной работы ДОУ. Автор раскрывает особенности подготовки наставников к деятельности по поддержке молодых педагогов. Ключевые слова: наставничество, дошкольное образование, молодой специалист. В условиях модернизации современной системы образования, расширением требованием к профессиональному мастерству педагогических работников возрастает актуальность наставничества в ДОУ. Актуальность проблемы наставничества в ДОУ подтверждает большое количество статей, посвященных этой форме подготовки молодых воспитателей, опубликованных в последние годы В статьях таких авторов как Другай Л.И., Дубовова А.А. [1], Комарицкая Т.Н., Ткачёва Т.А. [2], Сыромятникова И.С., Калинина Т.С. [3] подчеркивается, что начало педагогической карьеры является важным этапом в процессе профессионального развития. Из года в год педагогические вузы выпускают новых молодых специалистов. Самые первые годы молодого педагога в дошкольном учреждении - наиболее трудные. Помимо применения теоретических знаний на практике, молодому педагогу необходимо еще и умение адаптироваться в педагогическом коллективе. Не случайно перед заведующим, старшим воспитателем и педагогом-психологом ДОУ стоит задача - помочь начинающим специалистам найти свое место в новом коллективе, развить познавательный интерес к профессии, раскрыть индивидуальные творческие способности. Перед руководством ДОУ стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным специалистом. И тут значимой формой управления профессиональным развитием молодого педагога становится наставничество. Использование этой формы работы с молодыми специалистами помогает им беспроблемно входить в педагогический коллектив, повышает их дальнейшее педагогическое образование. Основная цель наставничества - помощь для начинающих педагогов в формировании профессиональной компетенции, получение на практике новых знаний, умений и навыков. Наставничество - это форма организации, которая ориентирует педагогов на новые исследования в области психологии, педагогике, приводит к решению педагогических проблем, совершенствует навыки мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Наставничество может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме, однако опыт работы демонстрирует преимущество индивидуальной формы в условиях ДОУ. Наиболее оптимальным выступает наставничество опытного воспитателя, работающего с молодым специалистом на одной группе детей, когда начинающий педагог может наблюдать работу напарника с теми же детьми, с которыми ему придется работать в свою смену. Однако наставником может стать и другой специалист ДОУ – педагог-психолог, методист, старший воспитатель. У подобного сотрудничества есть свои преимущества – эти специалисты могут посетить группу молодого воспитателя непосредственно в момент его взаимодействия с детьми, дать свой совет, помочь в трудный момент, поддержать, если что-то не ладится в работе. Наставничество подразумевает неформальное общение с коллегами, развивающее консультирование, дискуссии (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» в данной работе практически не действует, здесь педагог получает советы и рекомендации, ответы на вопросы, и сам в процессе общения с наставником находит пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. 2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога президентом Путиным ещё в 2021 году. По словам президента, «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога» Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях». В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молодого педагога проходит на рабочем месте под руководством наставника, который создает организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального становления Использование системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет молодым педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию. Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. Ж.-Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д. Ушинский, он считал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Я считаю, что профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Считается, что понятие «наставничество» приобрело современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом. Жизненная необходимость молодого специалиста в поддержке со стороны опытного педагога - наставника, способного оказать ему неотложную практическую помощь на рабочем месте, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность представлены в исследованиях О.А. Лапиной, Г. Льюиса, Л.А. Магальник. В словаре В. Даля понятие «наставник» толкуется как «учитель или воспитатель, руководитель». Наставничество - как «звание, должность, дело наставника». Наставничество - это процесс, в котором один человек (наставник) ответственен за овладение профессиональными навыками другим человеком «новичком» (наставляемым), его должностное продвижение и развитие вне рамок обычных взаимоотношений непосредственного начальника и подчиненного. Сократ считал, что главная задача наставника - побудить мощные душевные силы ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю» В этом отношении деятельность наставника близка педагогической поддержке, научно-практические основы которой разработаны в трудах отечественных авторов О. С. Газман, С. С. Гиль, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова и др. По мнению большинства авторов, суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы оказать помощь человеку в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно он не способен преодолеть. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога ДОУ носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Начинающему педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного педагога, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности. Педагогу мастеру наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с начинающим специалистом Наставничество в ДОУ позволяет повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагогического работника; создать положительный настрой в профессиональной деятельности; быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ; передать накопленный наставниками опыт. Для самого педагога наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Наставник должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью. В процессе обучения наставник предоставляет новичку необходимую для работы информацию, отслеживает процесс усвоения знаний, формирование нужных навыков мотивацию к работе. Обучение проходит непосредственно на рабочем месте, иллюстрирует реально возникающие ситуации и весь трудовой процесс, что позволяет реализовать на практике. Считаю, что проблема наставничества действительно очень актуальная. Наставничество – не просто передача социального опыта, а передача социального капитала. Поэтому одной из эффективных форм работы с молодыми кадрами в нашем дошкольном учреждении является наставничество. В детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогами. Педагоги используют в работе наиболее подходящий для нас формат наставничества «педагог-педагог». За каждым молодым педагогом закреплен наставник. Наставники совместно с наставляемыми разработали план деятельности педагога-наставника с молодым воспитателем, исходя из личных качеств и интересов наставляемых. Помогают создать портфолио , что дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. Наставники всегда готовы прийти на помощь молодым воспитателям, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. В своей работе наши педагоги-наставники используют активные формы, такие как:практическое освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника, совместное проведение обследования детей, мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», посещение и анализ занятий опытных педагогов. Используют такую форму, как участие в конкурсах. В окружном конкурсе по созданию квест-игры «Формирование логико-математических представлений у дошкольников» заняли призавые места.При помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов в своей педагогической деятельности. Молодые педагоги активно участвуют в окружных, городских и республиканских конкурсах. Разрабатывают конспекты непосредственно образовательной деятельности, с которыми успешно участвуют в профессиональных конкурсах. Вместе с педагогами-наставниками молодые педагоги совершенствуют свое самообразование, участвуют в проектной деятельности, в вебинарах всероссийского и регионального уровня, принимают участие в работе СИО «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в условиях современной цифровой образовательной среды». Распространили опыт работы на городском фестивале «!00 идей развития дошкольного образования- от сетевых инновационных объединений города Якутска». В конце года наши молодые педагоги выступают с творческим отчетом. Работая с молодыми педагогами, наши наставники повышают свою профессиональную компетенцию, следят за новинками литературы, используют в работе цифровые технологии. Ведьнаставнику мало быть опытным высококвалифицированным педагогом.Нужно развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы,осуществлять межличностное общение с коллегами. Наставники помогают молодым педагогам применять эффективные формы и методы работы, которые содействуют профессиональному становлению молодого специалиста. Помогая молодым воспитателям наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых педагогов. Считаю, что наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной самореализации. Наставник помогает молодому воспитателю сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе с детьми, выработать индивидуальный, авторский подход к работе, реализовать свои таланты и амбиции. Технология наставничество в дошкольном образовательном учреждении дает возможность увидеть профессиональное становление молодого педагога. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя. В работе наставников важно не допустить излишней опеки, избегать морализаторства и менторской позиции. Реалии сегодняшнего дня требуют от педагога-наставника высокого уровня профессионализма, творческой социально-профессиональной активности и способности совершенствоваться на протяжении всей профессиональной деятельности. Наставники осуществляют свою деятельность не спонтанно, а так же на основе определенной подготовки. С ними предварительно проводятся семинары-тренинги, на которых их знакомят с целями и задачами наставнической работы, вооружают методическими рекомендациями по организации взаимодействия с молодыми педагогами. В частности, по опыту нашей работы, на первом семинаре-тренинге «Теория личности» основным содержательным направлением было выяснение проблемы принятия молодого педагога таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками. Основным методическим средством, которое будет способствовать налаживанию первичных отношений между педагогом-наставником и молодым педагогом, была избрана педагогика понимания, потому что именно понимание молодого педагога, его мотивов, ценностей, предпочтений наиболее важно для установления доверия и оказания помощи педагогом-наставником. На протяжении семинара-тренинга педагоги-наставники имели возможность ознакомиться с разными теориями, которые проявляют индивидуальность и неповторимость каждого человека (типологическая теория К.Юнга, теория трансактного анализа Э. Берна, теория определения особенностей поведения людей по типу темперамента, теория преодоления личностных страхов Х. Стивенсона, теория поколений). Второй семинар-практикум был посвящен теме «Теория развития», основным направлением деятельности было выяснение факторов и условий, способствующих профессиональному и личностному развитию молодых педагогов. Основным методическим средством реализации этого направления деятельности мы избрали педагогику партнерства, определяющую демократический способ сотрудничества, который предполагает безусловное равенство в праве на уважение, доверие, доброжелательное отношение и взаимную требовательность. Третий семинар-практикум был посвящен теме «Теория лидерства», основным направлением деятельности было выделено развитие личности молодого педагога как неповторимой и непревзойденной, которая может достичь успеха благодаря целесообразно организованной системе педагогических воздействий. Основным методическим средством реализации этого направления деятельности мы выбрали комплекс мероприятий, который будет способствовать развитию индивидуальности каждой личности. Тренинг был направлен на приобретение педагогами-наставниками знаний о специфике развития способностей и дарований молодых педагогов, развития творческого потенциала, формирования коммуникативных, организаторских, аналитических и проектировочных умений через привлечение к интерактивному взаимодействию. Подобный подход управления профессиональным педагогическим развитием молодых педагогов позволяет переориентировать руководителя с оперативного на стратегическое управление; расширить сферу участия коллектива в управлении профессиональным развитием молодых педагогов; обеспечить коллегиальность принимаемых решений; повысить ответственность всех членов команды за качество образовательных услуг; усилить горизонтальные связи; способствует пробуждению разнообразных способностей работников для их максимального использования в совместной деятельности, укреплению стремления каждого к процветанию организации, в которой он работает. Список литературы Другай Л.И., Дубовова А.А. Наставничество как форма повышения профессиональной компентенции педагогов ДОУ//В сборнике: Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ред. С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко. Краснодар, 2021. С. 117-118. Комарицкая Т.Н., Ткачёва Т.А. Наставничество как условие сопровождения молодых педагогов (из опыта работы с молодыми педагогами ДОУ)//Педагогический поиск. 2021. № 5. С. 42-46. Сыромятникова И.С., Калинина Т.С. Организация системы наставничества педагог-психолог-тьютор в рамках функционирования ресурсной группы ДОУ (из опыта работы)//Интерактивная наука. 2022. № 7 (72). С. 82-83. Цветкова Е.А. Наставничество в профессиональном становлении педагога ДОУ//В сборнике: Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях. Материалы международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах. Под редакцией Л.А. Деминской, Т.Б. Волобуевой. 2019. С. 375-381. Широбокова Т.Б., Лакеева О.А., Тырина И.В. Роль наставничества в условиях ДОУ как инструмент повышения профессионализма молодых специалистов//Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2020. № 8. С. 581-582.