Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Знакомство с художественной литературой

Кияница Лариса Михайловна

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности детей овладевают способностью передавать в образном слове определённое содержание.
Культура речи – явление многоаспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себе все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
     Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.
     И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, понимание ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.
    Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими историческими развитиями выразительности детской речи.
   Показателем богатства речи является не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
   Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребёнку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.
    Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
   При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребёнка. У детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определённом контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.
 
                           Методические рекомендации.

 

   На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально – образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малых фольклорных форм), развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве.

    Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений – они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.
       Цель беседыуточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средства художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного. Ребёнок, повторяет образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямыми и переносными смыслами.
      В младшей и средней группах проводятся моделирование эпизодов сказки – так дети легче могут усвоить её образное содержание.
     дом, дед, бабка, курочка ряба, яичко, мышка; и другие герои сказок.
Видит просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги ёлочку и сугроб, ребёнок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».
    Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своём рисунке.
    Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом задании.
Тесты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов даны после конспектов занятий. Для детей младшей и средней группы тексты даны непосредственно в конспекте. Многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматии для малышей». Для детей старшей и подготовительной групп в книге даётся больше текстов и произведений малых и фольклорных форм.
    Хорошо, если рисунки и сочинения детей воспитатель поместите в альбом детского творчества. Это может быть книжка – малышка отдельного ребёнка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сёстры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.
    Предлагаем всё внимание к созданию конспектов к занятиям и любовь к ознакомлению с художественной литературой детей всех возрастных групп. Используя их в своей работе, вы непременно добьётесь успеха. Занимаясь с детьми в соответствии с рекомендациями, вы научитесь их любить и понимать произведения художественной литературы, а также подготовить детей к обучению в школе.
    Общество воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
    На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леоньев, Ф.А.Сохин, Л.И.Айдарова и др.)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»