Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие эмоционального интеллекта у педагогов
и детей с ограниченными возможностями здоровья
при использовании инновационного продукта
«Маленький альбом, больших достижений»
Романова Карина Андреевна,
педагог-психолог ГБДОУ № 49
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 
Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться,
танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым.
Малала Юсуфзай

Проблема развития эмоционального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья является очень актуальной. Такие дети требуют особого подхода, внимания, индивидуальных игр и заданий.
Согласно актуальности темы, поставлена цель работы, развитие эмоционального интеллекта у педагогов и детей с ограниченными возможностями здоровья при использовании инновационного продукта.
Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:

  • отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  • темп выполнения заданий очень низкий;
  • нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • низкий уровень развития речи, мышления;
  • трудности в понимании инструкций;
  • инфантилизм;
  • нарушение координации движений;
  • низкая самооценка;
  • повышенная тревожность.

Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью):

  • болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
  • высокий уровень психомышечного напряжения;
  • низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  • для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость.

Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Учитывая все вышеперечисленные проблемы, я разработала сборник «Маленький альбом больших достижений» в помощь педагогам, специалистам дошкольных образовательных организаций, родителям во взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для получения и обобщения знаний, всестороннего развития личности ребенка, психологического климата.  Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным. Необходимо подготовить детей не только в интеллектуальном плане, но и в эмоциональном.
Значения термина «Эмоциональный интеллект», который был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.

  • способность человека распознавать эмоции;
  • понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные;
  • способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.

Почему эмоции так важны?
Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую
У каждого человека есть базовые эмоции:

  • Радость
  • Интерес
  • Гнев
  • Доверие
  • Отвращение
  • Грусть
  • Удивление
  • Страх

Каждый день мы и наши дети испытываем все эти эмоции.
Знает ли ребенок об эмоциях, «где они живут» и как с ними подружиться?
Развитие эмоций особенно важно развивать у детей с ОВЗ и в первую очередь развиваем «Эмоциональный интеллект», через игру.
 Я предлагаю следующие упражнения из моего методического сборника «Маленький альбом больших достижений» для развития эмоционального интеллекта ребенка.
Игра «Банка эмоций»
Педагог: Чтобы различать эмоции и дружить с ними, дети постоянно учатся. Каждый вечер ребенок кладёт в одну баночку смайлик с эмоцией, которую чаще всего видел в этот день, а в другую баночку — смайлик с эмоцией, которую чаще всего испытывал. В конце недели он смотрит, каких эмоций было больше.
Ты тоже можешь заполнять такие банки. Начни прямо сейчас! Какая эмоция была у тебя сегодня главной? А какую эмоцию чаще всего испытывали люди вокруг? Выбери соответствующие смайлики и нарисуй по одному внутри каждой банки. А ещё можно завести настоящие банки и каждый вечер складывать в них смайлики, вырезанные из картона.
Игра «Радуга эмоций»
На большом листе бумаги нарисована радуга (тонкими линиями, бесцветная).
Педагог: Мы, дети, видим эмоции и различаем их цвет, поэтому для нас мир играет яркими красками. Каждый ребенок знает, какого цвета его радость, а какого — удивление, как выглядит грусть, а как — сомнение. А твои эмоции какого цвета? Создай свою радугу эмоций! Ребенок закрашивает радугу соответствующими цветами.
Игра «Угадай эмоцию»
Ребятам раздаются карточки с эмоциями и они должны изобразить эмоцию, например, злость, а другие ребята должны отгадать.
Не бывает хороших или плохих эмоций, все они необходимы. Эмоции и Эмоциональный Интеллект — это настоящие помощники не только в жизни, но и в обучении ребенка. Благодаря заданиям, играм и упражнениям из моего сборника дети развивают эмоционально-волевую сферу, интерес, коммуникативные качества, любознательность. Во время обучения посредством игры ребенок взаимодействует с взрослым и испытывает положительные эмоции. Представленные в сборнике задания повышают у ребенка результат посредством активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, учат ребенка концентрировать внимание, развивают его мышление и память.
Методический альбом дает возможность детям проявить креативность, фантазию, положительные и отрицательные эмоции.
Литература:

  1. Акимова Н.Л. Функционирование инклюзивной группы кратковременного пребывания в ДОО / Л.Н. Акимова, О.Н. Руденская, Е.Г. Самарцева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. – №5. – С. 78 – 86.
  2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
  3. Архипова А.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ / А.А. Архипова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – №2. – С. 4 – 12.
  4. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
  5. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»