Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики с помощью
пальчиковой гимнастики

Хвесько Елена Владимировна
Мелкая моторика - «совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук». К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д.
Мелкая моторика рук формируется в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Развитие мелкой моторики - процесс накапливания различных движений, которые совершаются пальцами рук, и их постепенное качественное улучшение - от простых к сложным.
Таким образом, развитие мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста - это психолого-педагогическая проблема, которая является актуальной. Ее решение предполагает организацию работы с детьми по развитию у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий. Важно, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Развитие мелкой моторики происходит в онтогенезе естественным образом на базе общей моторики, начиная с младенческого возраста. В раннем возрасте ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет трогать и перемещать все, что находится в ближайшем к нему пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его предметами и вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Это период развития точности движений.
Развитие мелкой моторики имеет значение в связи:
а) с развитием познавательных способностей ребенка;
б) с развитием речи;
в) с развитием собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе рисования, лепки, письма.
Одним из средств развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика - это «упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме».
Пальчиковые игры - это «инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев». В них находит отображение реальность окружающего мира - явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.
В ходе пальчиковой гимнастики ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику своих рук, тем самым вырабатывая ловкость пальцев, умение управлять движениями своих рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковая гимнастика - это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Персонажи и образы пальчиковых упражнение доступны пониманию ребенка 2-4 лет, он их хорошо знает и симпатизирует им. Это сорока, коза, паучок, бабочка, зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик. Все эти образы нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые упражнения готовят малыша к счету, в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Упражнения, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.
Классификация пальчиковой гимнастики по ее назначению предложена Л.П. Савиной.
1. Игры - манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга»).
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке.
Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.
7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением (народные потешки, песенки, прибаутки и т.д.).
В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.
Например,
Ванька-встанька,
Ванька-встанька,
(спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся.
(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
(большой палец выскакивает из кулака).
Чтение потешки, прибаутки и народных песенок во время пальчиковой гимнастики проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребенка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети раннего и младшего дошкольного возраста еще не могут воспринимать быстрой речи, то «потешки», прибаутки и народные песенки, читаются неторопливо, отчетливо. При этом еще развивается память ребенка в их заучивании. Пальчиковые упражнения создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, прибауток, песенок, учат улавливать ритм речи. Игры эти можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Таким образом, возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики рук у детей 2-4 лет состоят в том, что она оказывает благотворное влияние на развитие движений и ловкости пальцев и кистей рук, умения управлять движениями рук и пальцев, зрительно-моторную координацию, и главное - на развитие мышления и речи детей. Кроме того, пальчиковая гимнастики успокаивает ребенка, так как она переключает его внимание на телесные ощущения. Большое разнообразие видов упражнений пальчиковой гимнастики дает возможность использовать дифференцированный и личностно ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка определенного возраста и с определенными проблемами в психологическом развитии, которые устанавливаются на диагностической основе.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»