Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Обучения плаванию детей дошкольного возраста с использованием технологии аквааэробики

Ломоносова Наталья Валерьевна

Инструктор физической культуры ГБДОУ детский сад № 99 Калининского района Санкт-Петербурга

Развитие современного общества предъявляет новые требования к развитию учреждений, а стало быть и к организации воспитательно- образовательного процесса в целом.  Образовательная политика Российской  Федерации выходит на новый качественный уровень  и разработка федеральных государственных требований ко всем программам реализ  уемых в настоящее время в дошкольных учреждениях  становиться ведущим основополагающим документом в развитии и становления дошкольного образования. Наряду с этим  в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020. «Петербургская школа 2020» .[1]В реализуемой миссии Петербургской школы выделяется задача – построение  здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здорового образа жизни, организации здоровьесозидающего уклада, введение показателей динамики здоровья детей при оценке результатов деятельности образовательного учреждения. Одной из приоритетных  задач  отдельной целевой программы « Дошкольник 2020» является  проблема здоровья детей. Состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается и характеризуется основными показателями: количество детей 1-й группы здоровья – 11,9%, 2-й группы здоровья – 69,8%, 3-й группы здоровья – 20,3%. Постепенное решение проблемы возможно через:

  • Внедрение  простых диагностических технологий, позволяющих формировать образовательные программы для дошкольников
  • Работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни семьи.
  • Поддержку инвестиционных проектов, учитывающих строительство детских садов  с бассейнами.[1]

В  ГБДОУ детский сад № 99 Калининского района уже больше 10 лет функционирует бассейн для, который является немаловажным инструментом для  реализации  Федеральных государственных требований, который в полной мере позволяет развить интегративные качества предъявленные к ребенку- быть  физически развитым, овладевшим основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенком, у которого  сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельное выполнение  доступных возрасту гигиенические процедур, соблюдение  элементарных правил здорового образа жизни.

Мастерство и педагогический опыт накопленный за многолетний труд   руководителя физического воспитания  с предоставляемой развивающей средой, позволил  разработать программу обучения плаванию детей дошкольного возраста с использованием технологии аквааэробики.

Работоспособность мышц  у ребенка дошкольного возраста не велика. Они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Одним из способов работы с детьми на воде это использование аквааэробики. [4]

Аквааэробика- специально разработанная система  упражнений в воде, способствующая более быстрому, интересному, занимательному способу обучения плаванию.[2]

Каждое из упражнений  аквааэробики имеет название, игровую тематику. Таким образом, у ребенка вызывается интерес к выполнению предложенных занятий, что способствует более быстрому освоению и закреплению навыков двигательных действий в воде. Упражнения аквааэробики имеют оздоровительную направленность. Упражнения в воде положительно воздействуют на костно- мышечный аппарат ребенка. Во время занятий в воде чередуется напряжение и расслабление различных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший, податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Так же активное движение рук и ног в воде, в безопорном положении укрепляет стопы ребенка, предупреждает развитие плоскостопия.[3]

Цели задачи программы

Систематические занятия детей в воде, ведут к совершенствованию органов кровообращения, совершенствуется механизм терморегуляции, повышается свойства укрепления нервной системы, крепче становиться сон.

Основной целью программы является – осуществление системы психофизического развития ребенка, оздоровления его организма в процессе обучения плавания.

Согласно поставленной цели очевидно выделение задач программы:

Оздоровительных-  удовлетворение потребности ребенка в двигательной активности в процессе пребывания в детском саду. Коррекция процессов возбуждения и торможения, снятие психофизического напряжения, создание  положительного эмоционального отклика от общения с водой. Обеспечение уровня физической подготовки ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями и особенностями его здоровья, с требованиями предъявляемыми общеобразовательной программой.

Технические – подготовка опорно- двигательного аппарата к сложно- координационным движениям для дальнейшего обучения плаванию.; обучение детей правильному дыханию; обучение скоординированной работе рук, ног и правильного дыхания.

Образовательные: обобщение знаний  у детей – о своем теле, об изменениях в организме, происходящих при погружении в воду, о различных спортивных способах плавания, о гигиенических правилах поведения в бассейне, привитие культурно- гигиенических  процедур свойственных данному виду  детской деятельности.

Комплексная система обучению детей дошкольного возраста плаванию с использование технологии аквааэробики.

Комплексная система обучению детей дошкольного возраста плаванию с использование технологии аквааэробики состоит из пяти частей предназначенный для определенного возраста детей

Первый этап– для детей младшего возраста. На данном этапе, обучение ведется в тесном контакте с воспитателями. Во время режимных моментов, например – умывании, дети с воспитателем могут рассмотреть струйку воды, почитать стихи, потешки о воде. На специально- подготовленном занятии, совместно с руководителем или инструктором по плаванию провести игры с водой – « Подуй на кораблик», « Ямка на воде», « Шумные пузырьки». Также рекомендуется провести на экскурсию в бассейн, где  в дальнейшем дети будут учиться плавать.

Второй этап  предназначен для детей младшего и среднего возраста. Этот этап  также характеризуется тесной взаимосвязью всех участников процесса. Так во время комплексов утренних гимнастик, занятиях по физической культуре  включаются комплексы упражнений рекомендованные руководителем или инструктором по плаванию, для более быстрого усвоение детьми сложно- координационных  упражнений.

Третий этап- предназначен для всех возрастов. На данном этапе занятия проходят непосредственно в чаше бассейна. Занятия на этом этапе начинаются с обучения детей различным передвижениями  по бассейну, далее упражнения у поручня, затем безопорные упражнения, но с поддержкой  руководителя или инструктора по плаванию и выполнение безопорных упражнений самостоятельно. На этом этапе уделяется большое внимание упражнениям на дыхание. Активное использование разнообразных игр на воде. Дети учатся брать дыхание, открывать глаза в воде, нырять.

Четвертый этап  предназначен для детей среднего, старшего возраста. Для обучения плаванию используются специальные доски, нудлы,  круглые плавательные доски, мячи среднего размера. Предметы для ныряния. Дети  пробуют плавать самостоятельно. Заканчиваются занятия играми в воде.

Пятый этап  предназначен для детей старшего, подготовительного возраста. На данном этапе идет обучение плаванию спортивными стилями – кроль на груди, на спине,  брасс. На этом этапе очень важно закрепить навыки дыхания, соответствующее каждому стилю плавания. На этом этапе дети играют в игры с подныриванием, используется  природный материал для ныряния ( гладкие камни). Также используются лопатки для плавания и ласты.

Упражнения, игры  в воде.( технология аквааэробики)

Игры на воде являются одним из основных средств аквааэробики на занятиях с детьми дошкольного возраста. В зависимости от возраста и уровня подготовленности участников, игры на воде делятся на три группы.[2]

Первая группа - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Они простые и не требуют предварительного объяснения. Это в основном игры, направленные на ознакомление с водной средой и овладение основными движениями, составляющие комплексы упражнений аэробного характера. Сюда относятся игры типа “Кто быстрее спрячется под водой?”, “У кого больше пузырей?”, “Кто дальше проскользит?” и т. д.

Вторая группа -игры сюжетного характера. В сюжетных играх иногда необходимо разделить участников на соревнующиеся группы. Сюда относятся игры типа “Караси и карпы”, “Рыбы и сеть” и др. Игра может продолжаться в течение всего занятия.

Третья группа -командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды. Такие игры воспитывают у них чувство коллективизма, развивают инициативность и быстроту ориентировки; требуют проявления самостоятельности, достаточного развития волевых усилий, умения управлять собой.

Круг упражнений  в воде  рекомендован к каждому возраста, выбирается по принципу от простого к сложному. В старшем и подготовительном возрасте комплекс упражнений достигает  своего разнообразия. Сюда включаются  упражнения с различными предметами,  нетрадиционным оборудованием, в парах- как элемент знакомства с синхронным плаванием  и другими водными видами спорта.)[8,7]

 

Предмет используемый в упражнении

Название упражнения

Описание техники выполнения

 

 Поручень

Футболист

Держась за поручень, выполнять движения ногой в различных направлениях

 

Поручень

Солнышко

Держась за поручень круговые движения ногой в различных суставах.

 

Поручеь

Стрелка

Вытянувшись под водой держась за поручень зафиксировать движения ног

 

Поручень

 Катамаран

Лежа на спине на поручне, переменная работа ног, сгибание и разгибание рук., подтягивание коленей к груди

5

Нудл (цветная радуга)

Печем бублики для мамы

На полусогнутых ногах сгибать и разгибать нудл

6

Нудл (цветная радуга)

Печем бублики для папы

Руки за спиной держат нудл за края. Соединение нудла вокруг себя

7

Нудл (цветная радуга)

Мельница

Из положения основной стойки, нудл –за плечами. Повороты туловища влево , вправо

8

Нудл (цветная радуга)

Веселые весла

Полуприсед, нудл за плечами. Гребковые движения вперед правым, затем левым плечом

 

Нудл (цветная радуга)

Насос

Из положения основной стойки. Нудл перед собой, руки согнуты в локтях и разведены  в стороны. Сгибание и разгибание рук

9

Нудл (цветная радуга)

Моторчик парохода

Полуприсед в воде. Круговые движение нудлом перед собой

10

Нудл (цветная радуга)

Мостик капитана

Стойка на правой ноге, левая согнута в колене, нудл под левой ногой. Выпрямление и сгибание ноги.

11

Нудл (цветная радуга)

Морской конек

Полуприсед. Нудл между ног. Прыжки с продвижением вперед.

12

Нудл (цветная радуга)

Водоворот

Сед на нудл, руки держаться за края. Движения ногами в правую, левую сторону.

13

Нудл (цветная радуга)

Рыба – молот

Кроль на груди, нудл перед собой

14

Нудл (цветная радуга)

Лягушата

Брасс на груди, нудл перед собой

15

Нудл (цветная радуга)

Морской воротник

Кроль на спине, нудл за шеей.

16

Нудл (цветная радуга)

Разноцветный серфинг

Лечь на воду, нудл под грудью, рапсоложен вертикально по отношению к туловищу. Работа кролем, руки держат нудл

17

Монетки (круглые доски)

Подводные пещеры

Основная стойка, доска перед собой у груди. Движения руками вперед, назад

18

Монетки (круглые доски)

Поплавок

Стойка ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Энергичное сгибание, разгибание рук.

 

Монетки (круглые доски)

Штурвал

Стойка, ноги врозь. Руки перед собой. Поворот кистей рук направо, налево

 

Монетки (круглые доски)

Подводные канаты

 Полуприсед, руки в стороны. Доска в правой руке. Передача доски из руки в руку под водой

 

Монетки (круглые доски)

Осминожки 

Сед на доску. Удерживание равновесия при продвижение вперед, руки брасс.

 

Монетки (круглые доски)

Чудо –юдо рыба кит

Стойка доска между ног. Кроль на груди вперед

 

Монетки (круглые доски)

Морские звездочки

Лежа на доске, руки ноги в стороны. Поворот корпуса по часовой стрелке.

 

Монетки (круглые доски)

Морские звезды

Лежа на доске на спине, руки ноги в стороны. Поворот корпуса по часовой стрелке.

Заключение.

 Многолетняя практика показывает, что  регулярный цикл занятий по обучению плавания с использованием аквааэробики  способствует улучшению индекса здоровья ребенка. Эффективен для развития физических способностей детей, а также  для профилактики нарушения осанки , плоскостопия.

Из опыта своей работы мы видим положительную динамику:

  1. Количество детей с правильной осанкой увеличилось на 16%
  2. Координация движений улучшилась у 12,5% детей
  3. Наблюдается гармоничность телосложения, улучшение физического здоровья.
  4. Повысился уровень сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся.
  5. Совершеннее стали нервно-психические процессы.
  6. Дети обогатились не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым.

 Используемая  литература :

  1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг. « Петербургская школа 2020»
  2. Большакова И.А. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. « Молодой дельфин» 2003г.
  3. Кардамонова Н.Н. Плавание: Лечение и спорт., Просвещение 2001
  4. Менхин Ю.В. Менхин А.В.  Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д 2002 .
  5. Нечунаев И.П. Плавание, «Сибирь» 2012.
  6. Осокина Т.И. Тимофеева Е.А.  Учим плаванию в детском саду: М. Просвещение 1991.
  7. Потапов В.П. Кошкарова Л.И. Если хочешь быть здоров М.»Просвещение» 2001г.
  8. Эрик Профит, Патрик Лопез. Аквааэробика. 120 упражнений. 2010
  9. Шалаева Г.П. Большая книга о спорте. «Азбука» 2011.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»