Педагогический проект
«Спортивно - патриотическая игра «Зарница» как форма совместной деятельности участников педагогического процесса по формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств.
Алексеева Вероника Сергеевна
Старший воспитатель ГБДОУ д/с № 99
Калининского района Санкт-Петербурга
Ломоносова Наталья Валерьевна - Инструктор физической культуры ГБДОУ д/с № 99 Калининского района Санкт-Петербург
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна не только для школьников, но и для педагогических коллективов дошкольных учреждений.
С чего начинать такую работу? Конечно же, с бесед на эту тему с детьми, рассказов о подвигов соотечественников, демонстрации видеофильмов, которые разработаны в педагогической образовательной технологии М.Д.Маханевой «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», которая создана для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан».
Также хорошим арсеналом является организация спортивных мероприятий, направленных на развитие патриотических чувств, таких как проведения спортивных тематических досугов « День защитника Отечества», « Я гражданин – мира» и т.д., создание картотек подвижных военных спортивных игр, а также проведение спортивно - патриотических игр типа «Зарница». Игры, возможно, проводить в различное время года, особенность каждого может отражаться в заданиях.
Проект «Спортивно - патриотическая игра «Зарница»
Цель проекта:
Формирование нравственно - патриотических качеств детей старшего дошкольного посредством участия в спортивно - патриотической игре «Зарница»
Участники проекта: Дети старших и подготовительных групп, педагогический коллектив, родители
Тип проекта: по методу – поисково-творческий, патриотически - спортивный. По продолжительности - краткосрочный, ежегодный
Обеспечение проекта
Материально- техническое - специально приготовленное оборудование, к празднованию на улице, записи военных музыкальных произведений, костюмированные заготовки военных головных уборов.
Методическое обеспечение.
Подбор макетов, иллюстраций, фотографий, методической литературы по ознакомлению детей с военной атрибутикой сил РФ, подбор атрибутов для детской деятельности.
Задачи проекта:
Познавательные
1. Расширение представлений о России.
2. Познакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.
3.Формировать у детей представление об игре «Зарница» ,как о мирном соревновании с целью физического и социально – нравственного совершенствования людей
Развивающие
1.Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт участия в игре «Зарница»
2. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины
Воспитательные
1. Воспитывать у детей любовь к Родине
2.Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Для педагогов:
1.Создать информационную базу.
2.Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях.
Для родителей:
1.Развивать творческие и физические способности детей в спортивной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
1.Сформировать знания детей о военно – патриотической игре «Зарница», расширить знаний о своей Родине, освоить детьми правила поведения и безопасности при проведении соревнований, пополнить словарный запас детей по военной тематике.
Для педагогов:
Информированность о военно – патриотической игре «Зарница»
Для родителей:
Проявление интереса к спортивной деятельности совместно с детьми
Первый этап: На первом этапе в группах старшего и подготовительного возраста велась образовательная деятельность, направленная на обогащение детей знаниями на патриотические темы.
Образовательная область |
Содержание |
Ответственный |
Безопасность |
Тематическая беседа по формированию навыков безопасного поведения во время игры «Зарница», при пользовании спортивным инвентарем, при проведении открытых мероприятий на улице в зимний период. |
Инструктор по физической культуре. |
Социализация |
Сюжетно – ролевые игры: « Военный госпиталь» «Разведчики» , « Моряки» ит.д.
|
Воспитатели групп, инструктор по физической культуре.
|
Труд |
Труд на прогулке: расчистка участков для создания «боевых заданий», зоны проведения парада, украшение территории военными флажками.
|
Воспитатели групп, инструктор по физической культуре. |
Познание |
Работа с этнокалендарем. Темы: День защитника Отечества Столица нашей Родины – Москва. Символы государства. Военные силы России.
|
Воспитатели групп, старший воспитатель. |
Коммуникация |
Тематическая беседа«Есть такая профессия – Родину защищать». Беседы с использованием наглядно- тематического пособия «День Победы» Пословицы и поговорки о Родине.
|
Воспитатели групп. |
Чтение художественной литературы |
Чтение произведений и разучивание стихов. С.Я.Маршак Рассказ о неизвестном герои З.Н.Александрова Дозор Л.Кассиль Твои Защитники. |
Воспитатели групп. |
Художественное творчество |
Аппликация «Погоны победителям»-изготовление пагонов для игры Зарница», «Военные флажки» - для украшения своих прогулочных площадок. Рисование» « Мы защитники Отечества» Конструирование « Мощь Российской Армии. Танк» |
Воспитатели групп, старший воспитатель. |
Музыка |
Разучивание песен « Сегодня салют» (автор музыки и слов –М.Протасов, В.Степанов), «Морской капитан» ( авторы- М.Протасов, С.Семененко), «Боевая пехотная»( авторы – В.Лебедев-Кумач, С.Чернецкий) |
Музыкальный руководитель, воспитатели групп. |
Здоровье |
Проведение комплекса утренней гимнастики с флажками. Комплексы утренней гимнастики под музыкальное сопровождение военных парадов. |
Инструктор физической культуры |
Физическая культура |
Проведение спортивно- патриотической игры « Зарница». Сюжетные игры : для развития внимательности - « Часовой», Для развития навыков ползания – « Разведчики» Для развития быстроты – «Летят ракеты» |
Инструктор физической культуры |
Второй этап ( продукт проекта)
1.Открытая выставка детских работ «Гордимся Родиной своей»
2.Проведение спортивно- патриотической игры « Зарница» для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста.
3. Создание фото отчета спортивно-патриотической игры «Зарница».
4. Создание картотек на группах детского сада – спортивные подвижные игры с патриотическим содержанием.
Сценарий проведения спортно - патриотической игры «Зарница».
Территория детского сада, поделенная на 10 участков – этапов. На каждом сформировано задание, которое под присмотром воспитателя дети должны выполнить, тем самым получить отметку в боевом листе.
Участники: верховный главнокомандующий (ВГ), командиры отрядов, помощники командиров отрядов, бойцы - моряки, летчики, артеллиристы. Танкисты, и т.д. Войска формируются по количеству участников.
Ход игры.
Звучит военная музыка. На спортивной площадке в 2 колонны буквой «П» построены дети. Они имеют эмблемы, элементы военной формы (погоны), «оружием».
ВГ. Здравствуйте товарищи бойцы!
Дети. Здравствуйте!
ВГ. Поздравляю Вас с началом спортивно - патриотической игры «Зарница».
Дети. Ура! Ура! Ура!
ВГ. Командирам отрядов сдать рапорты и получить боевой листок прохождения этапов.
Командиры отрядов по одному сдают рапорты.
Командир. Товарищ военно главнокомандующий. Отряд дети – танкисты 7 человек для прохождения игры «Зарницы» прибыл.
ВГ. Вам вручается боевой листок с заданием.
После сдачи всех рапортов звучит команда
ВГ. Направо! Налево! По своим этапам шагом марш.
Дети маршируют под музыку с командирами проходят к своим этапам. Планы этапов располагаются так, чтобы дети начинали выполнять задания со своего участка и заканчивали на нем.
Этапы:
1-й. «Разведчики». На площадке в 2 ряда лежат маленькие обручи по 5 штук. Задача детей – не провалиться в болото, двумя ногами пропрыгав по всем кочкам. Воспитатели проверяют правильность выполнения задания.
2-й. « Катюша». Дети строятся перед мишенями, которые закреплены на стволах деревьев. Задача детей с определенного расстояния должны попасть снежками в мишень. Засчитывается количество снарядов попавших в цель.
3-й. «Парашютисты». Дети строятся у снежной горки и на санках катятся по очереди с горы. Воспитатель замеряет самый длинный проезд.
4-й. « Разведчики». Из спортивный дуг выстроена полоса препятствий в виды туннелей. Задача детей проползти через туннели и не задеть их. Задание выполняется по очереди друг за другом.
5-й. « Снайперы». На расстоянии расположены корзины. Задача детей попасть арабским мячиком в корзину.
6-й. « Бой». На спортивной площадке дети проходят полосу препятствий из шести стационарных снарядов.
7-й. « Поиск энергетического пропитания бойцов». Детям предоставляется план участка, на котором в определенном сугробе закопан «боеприпас», дети с помощью лопат и планы найти «боеприпас». Обнаруженную коробку дети открывают в группе.
После прохождения боевых заданий. Дети строятся у штаба военно – главнокомандующего, где под музыкальное сопровождение происходит награждения всех отрядов - войск, которые участвовали в игре. Праздничный салют.