Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики рук у детей
5-7 лет с ЗПР в процессе ручного труда
 

Василенко Татьяна Николаевна,
старший воспитатель
Формирующая работа с детьми проводилась в течение 8 месяцев, по 20 – 25 минут с подгруппой детей старшего дошкольного возраста состоящей из 8 человек 1 раз в неделю.
 В нашем экспериментальном исследовании средством развития мелкой моторики детей выступает ручной труд. Как мы выяснили в процессе теоретического анализа, ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, общей ручной умелости, гибкости, точности в выполнении действий, регуляции силы нажима, синхронизации работы обеих рук. Кроме этого мы уточнили, что ручной труд также способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей. В процессе ручного труда у детей воспитывается усидчивость, самостоятельность, аккуратность, ответственность, терпение, умение доводить начатое дело до конца. Организуя непосредственную образовательную деятельность в процессе эксперимента, мы стремились учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка.
Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми по обучению их ручному труду представляла собой кружковую работу во второй половине дня.
Планируя работу с детьми, мы учитывали, что ребёнку должен быть интересен данный вид деятельности, он должен сам выполнять ту или иную работу и обратиться к взрослому за помощью или советом. Старались поддерживать у него уверенность в своих силах, одобряли и поощряли проявление настойчивости, терпения, желание довести начатое дело до конца.
В процессе разработки каждой встречи с детьми, мы придерживались определённой структуры. Так, в начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить руку к работе, а в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения проводились физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, содержание физкультминуток подбирались нами самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна .
Разрабатывая содержание непосредственно самой работы по ручному труду, мы старались подбирать такие задания, которые позволяли развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику рук; повышали самооценку.
Кроме того, необходимо было сформировать у детей навыки обращения с инструментами, познакомить их с правилами техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
Основной целью организованных встреч с детьми было обучение их работе с различными предметами и материалами, развитие мелкой моторики рук, воспитание стремления доводить начатое дело до конца, способности радоваться своим успехам и успехам своих сверстников, активизация мыслительной деятельности и развитие креативности.
Реализация цикла встреч рассчитана на 8 месяцев, состоит из 3х этапов:
1 этап -  Ознакомительный.
Цель: введение детей в суть работы по ручному труду, знакомство с различными схемами, развитие интереса к ручному труду и желания заниматься данной деятельностью.
2 этап – Основной.
Цель: овладение основными навыками ручного труда, развитие мелкой моторики, развитие наблюдательности, усидчивости, творчества.
3 этап – Итоговый.
Цель: закрепление полученных навыков, оформление итоговой выставки «Вот что мы умеем».
Все встречи с детьми в процессе формирующего эксперимента представляли собой единую систему, суть которой заключается в овладении детьми конструктивных навыков – от простого к сложному.
Обязательным условием являлось включение в работу игровых моментов (обыгрывание поделок).
В процессе формирующего эксперимента дети учились создавать целое из частей, планировать свою деятельность; доводить начатое дело до конца; придумывать сюжет для обыгрывания своей поделки.
Основными участниками реализации программы кружка являлись ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.
На первых встречах кружка мы погружали детей в предстоящую деятельность, старались вызвать у них интерес и желание заниматься этой работой. На последующих занятиях решались поставленные задачи на игровых сюжетах. Так, создавая с детьми модель пчелы, мы знакомили их с образом пчелы, рассматривали, из каких частей она состоит, давали начальные представления о разнообразии материала.
Первые встречи главным образом были нацелены на обучение детей умению подбирать нужный материал, отбирать нужное количество материала для поделки. Так, при изготовлении поделки «Петушок» из разнообразного бросового материала, дети самостоятельно выбирали материал, из которого будет состоять их поделка. Комбинировали материалы между собой для достижения более эффектного результата.
Так же в ходе встреч, решались такие задачи, как, развитие у детей четкости движений, развитие усидчивости, наблюдательности. Когда дети изготавливали поделку «Колодец» из спичек, они были очень внимательны, ведь секундное отвлечение от изделия могло повлечь за собой полное разрушение поделки.
Детям очень понравилось работать с бисером. Всех увлекло загадочное сияние маленьких камушков. При работе с бисером решалась масса задач, это и развитие мелкой моторики, и развитие усидчивости, наблюдательности, развитие умения нанизывать маленькие бисеринки на леску и на проволоку. Так во время изготовления поделки «Морской конек», 6 из 8 детей научились самостоятельно удерживать леску во время нанизывания на нее бисера. Тем детям, у которых это не получилось, была предложена тонкая проволока, которая заменила леску.
При изготовлении поделка «Мышка» из пластилина и бисера все дети проявили активность и творчество, были заинтересованы в получении конечного результата.
Главной задачей, аппликации «Будь осторожен на дороге!», являлось развитие мелкой моторики пальцев рук. Все дети проявили активность при подготовке материала для поделки. Цветную бумагу нужно было разорвать на мелкие кусочки, что потребовало от детей внимательности и сосредоточенности.
Последняя встреча заключалась в подведении итогов, главной целью которой явилось создание у детей мотивации на успех, поднятие праздничного настроения. Все поделки, которые были изготовлены в течении непосредственной образовательной деятельности были объединены в один сюжет и обыграны. Дети проявили заинтересованность, предлагали свои варианты для обыгрывания каждой из поделок.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»