Дружба в жизни ребенка
Неклюдова Ольга Ринатовна
Детская дружба важна для ребенка прежде всего тем, что ребенок сам выбирает себе друга.
Межличностные отношения формируют мотивацию деятельности ребенка. Поскольку ребенок стремится к принятию его сверстниками, к изменению своего статусного положения в группе, он ради позитивного отношения к нему готов на многое. Это желание становится мощным мотивом его деятельности. И эта деятельность может быть как положительной так и отрицательной. Что зависит, в частности, от того какая группа притягательна для ребенка.
Межличностные отношения выполняют защитную функцию. Они защищают ребенка от непонимания взрослыми его проблем, от одиночества, причем как в переносном так и в прямом смысле этого слова. Можно жить в семье и быть одиноким и непонятым.
Общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни, также это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.
Трудно переоценить важность дружбы в жизни ребенка.
Возрастные особенности зарождения дружеских отношений :
3 года. Зарождается альтруистическое поведение: дети начинают помогать другим, делиться с ними своими вещами. Возможны конфликты, так как они еще только учатся делиться.
4 года. В дошкольных учреждениях дети проводят все больше времени в совместных играх со сверстниками. Обычно они еще не заботятся о поддержании дружеских отношений, для них друг – тот, с кем они сейчас играют.
6–7 лет. Дети все чаще выбирают друзей, разделяющих их интересы. Друзья – это те, кто делится лакомствами и игрушками, «с ними весело», «они хорошие». Мальчики и девочки стремятся общаться по отдельности, при этом у девочек возникают более близкие дружеские связи с «лучшими подругами». Между детьми старшего дошкольного возраста появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроение. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел
Также в детской дружбе всегда присутствуют конфликты связанные с недовольством, ревностью и разочарованием, низкими социальными навыками и неправильными установками. Как пример: к неправильным установкам можно отнести следующие убеждения: “Сразу бей в коленку” - ребенок еще не разобрался: толкнули его случайно или специально - но готов давать сдачи. “Если случайно, то не считается. Зачем за это извиняться?” - ребенок не видит своей ответственности и никто из взрослых не обратил на это внимание ребенка, что может негативно сказываться на социальных связях ребенка.
Дружба в дошкольном возрасте имеет свои психологические особенности: с одной стороны, это крайняя эмоциональность и искренность переживаний, а с другой - недостаточная осознанность мотивов дружбы. Чаще всего дружба возникает в результате внешних обстоятельств: внешний вид ребенка, наличие у него интересных игрушек, проживание в одном доме и тому подобное. Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготение друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам. По мнению психолога Т.А. Марковой, дружеские отношения выделяются двумя видами
1) эмоциональная и интеллектуально-нравственная сторона дружеских межличностных отношений (предпочтение, симпатия, привязанность)
2) выражение дружеских отношений в действиях, поступках, поведении, деятельности, словесном (улыбка, радостное оживление, сочувствие и помощь, взаимная нажива, защита, добросовестное (с точки зрения ответственности) выполнение инструкций, обязанностей, правил желания в пользу друга, принести в жертву что-то (имеющее привлекательность, необходимость) для другого, для нескольких детей в процессе семейных отношений, в игре и т.д., забота, помощь и взаимопомощь.
Таким образом, дружеские взаимоотношения между детьми со сверстниками формируются и развиваются постепенно: важность контактов со сверстниками начинает возрастать до старшего дошкольного возраста. Знание ребенка о навыках и знаниях партнера увеличивается, интерес проявляется к тем аспектам его личности, которые ранее не видели. Все это способствует выделению стабильных характеристик сверстника, формированию более целостного образа его. Дружеские проявления, которые формируются у детей в коллективе, чаще всего возникают на основе игровых интересов, дружба может возникнуть также в связи с симпатией и уважением, которые питают дети друг к другу или по причине сходства и различия характеров, обеспечивающих интересное разнообразие в играх.