Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Содержание проектной деятельности
детей дошкольного возраста
Казанкова Софья Артуровна,
музыкальный руководитель ГБДОУ
детский сад № 134 Санкт-Петербурга
Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. [12]
Само понятии «проект» (от лат. Projectus—«брошенный вперед», «выступающий», «выдающийсявперeд») – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы, приводящее к созданию уникального продукта или услуги с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. [12]
Метод проектов возник в 20-е годы ХХ века в США. Его авторами являются известные американские ученые - представители гуманистической педагоги и психологи Дж. Дьюи и Х.Килпатрик. Идея проектного обучения возникла в связи с критикой традиционного обучения. Традиционная школа была школой зубрежки. Ученики часто не понимали то, что заучивали. Знания часто не имели практического применения, были далеки от реальной жизни ребенка, его актуальных интересов. Отсюда отсутствие интереса к учению.
            Дж. Дьюи и Х.Килпатрик считали, что целью образования является обучение ученика умению самостоятельно решать проблемы, а не усвоение суммы предметных знаний. Отсюда большое внимание уделялось самообразованию, в частности, умению выявлять и формулировать проблемы, находить нужную информацию, предлагать способы решения проблем, аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом проблема должна быть взята из реальной жизни, должна быть значимой для ребенка. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
В России метод проектов внедрялся в педагогическую практику с 1905 по 1931 годы известным российским педагогом Станиславом Теофиловичем Шацким. Цель проектной деятельности он видел в стимулировании ученика к самостоятельной творческо-поисковой деятельности, в соединении теоретических знаний с практическими умениями. В 30-х годах в связи с переходом на предметное обучение проектная деятельность была подвергнута критике со стороны партии и правительства СССР.
Возрождение интереса к проектной деятельности возникает в середине 90-х годов ХХ века. В настоящее время в материалах по модернизации структуры и содержания среднего общего образования отмечается важная роль проектной деятельности в образовании школьников. В частности, указывается на необходимость включения проектной деятельности в учебный процесс среднего и старшего звена обучения. В некоторых образовательных моделях проектирование начинается уже в начальной школе. Например, в программе К.А. Хансен «Сообщество». Интерес к проектной деятельности можно связать с тем, что в настоящее время проект стал основным методом решения многих управленческих, производственных и социальных задач во всех странах мира. Так, в настоящее время в России реализуется проект «Образование». Цель проекта заключается в создании условий развития ребенка, открывающих возможность для развития, социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. [12]
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.  Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. [10]
Каждый проект имеет как внешний, так и внутренний продукт-результат.  Внешний результат (продукт) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности—становится бесценным достоянием участника проекта, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В литературе можно найти различные классификации проектов, в которых все проекты сгруппированы по определённым признакам [12]
Первая классификация по мнению Н.М.Cухиной—по составу участников. Можно выделить проекты - групповые, подгрупповые.  Проекты каждой из перечисленных групп могут проходить с участием родителей, специалистов дошкольного учреждения или социальных партнёров. Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников образовательного процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей. Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(ФГОС) нацеливают на широкое применение социального партнерства, утверждают «основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. С помощью социального партнёрства Стандарт нацеливает на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с помощью взаимодействия педагогических объединений с общественными.[2] Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность. Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, детские клубы, Дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки и другие.
Рассмотрим классификацию проектной деятельности, связанную со сроками реализации проекта. По срокам реализации можно разделить проекты на краткосрочные(до 2 недель),среднесрочные(до 2 месяцев), долгосрочные (3 месяца- четыре года обучения и воспитания ребёнка в дошкольном учреждении).
Следующая классификация по Н.М.Сухиной. связана с целевой установкой, тематикой и формой реализации проекта. В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов, различающиеся по преобладающему виду деятельности, по целевой установке и по тематике: [10]
Исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
Ролево-игровые—проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа, метод эмпатии. Дети по- своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр - путешествий и т.д.;
Информационно-практико-ориентированные: дошкольники собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: рисунки детей—выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;
Творческие проекты: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха.
Рассматривая виды проектов, можно выделить монопроекты (относящиеся к определённому типу) и межпредметные проекты (включающие одновременно несколько разных типов проектной деятельности).
При планировании проектной деятельности дошкольников и выборе типа проекта педагог прежде всего должен учитывать возрастные особенности детей [3]
С детьми 3-5 лет в проектной деятельности чаще используется подражательско-исполнительский принцип. [3] На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Совершенствование психических процессов: формирование эмоциональной заинтересованности; знакомство с предметами и действиями с ними; развитие мышления и воображения; речевое развитие. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: осознание поставленной цели; овладение различными способами решения поставленных задач; способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте; поиск различных средств достижения цели.
Для детей 5-6 лет рекомендуется развивающий проект. Дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
В 6-7 лет—творческий проект. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Рассмотрев историю возникновения проектного метода, его цели и задачи, а также его влияние на развитие дошкольника, можно сделать вывод о ценности применения проектного метода в работе с дошкольниками, о необходимости учёта возрастных особенностей детей и о целесообразности использования разнообразных видов и типов проектной деятельности для достижения наилучших результатов. [3]
 
Список литературы

 
  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) 
  3. Бережнова О.В., Тимофеев Л. Л. «Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации»
  4. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика - Синтез, 2008.
  6. Викторова Ю.В. Проектная деятельность в детском саду // Детский сад теория и практика. – 2012. - №9.
  7. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова.  —М.: Айрис-Пресс, 2008.
  8. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
  9. Евграфова, Е. И., Корчагина Н. В. Проектная деятельность в ознакомлении дошкольников с родным краем // Воспитатель ДОУ. – 2013. - № 5.
  10. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  11. Зимина А.Н., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведе­ний. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  12. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011.
  13.  Морозова Л.Д Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  14. Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16.
  15. Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2005.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»