Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование эмоционального сближения
детей старшего дошкольного возраста

Филиппова Анна Валентиновна,
воспитатель 
Проблема социализации детей дошкольников в настоящее время стоит очень  остро. Её актуальность в современных условиях связана с тем,  что само общество находится на  переходном этапе развития. В последнее время произошли социальные изменения, которые практически разрушили традиционные  представления о мужском и женском поведении, изменились ценности и принципы людей, что,  несомненно, влияет на взаимоотношения между детьми уже в дошкольном возрасте. 
Дошкольный возраст является  активным периодом усвоения социальных норм и ценностей общества, в котором ему предстоит жить.  Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от  того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт, который приобретается в общении  и зависит от разнообразия социальных отношений, от ближайшего окружения. 
Основной результат эффективного социального развития, по  мнению большинства ученых —  научение воспитанников быть «продуктивными членами общества»,  приобщение их к правам, ролям  и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. 
Таким образом, социальное развитие детей можно определить, как  специально организованный процесс, направленный на усвоение  ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, умений, навыков, которые позволяют  им в дальнейшем успешно функционировать в обществе. 
Высокий темп психического  и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру, новому опыту создают благоприятную  психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Однако, взрослые часто недооценивают  возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, поэтому  не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника.  Оно прочно занимает в их сознании второстепенное место.  Чаще всего приоритет отдается умственному развитию детей,  их обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. 
Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые  стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный  стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.  Несмотря на то, что практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста  содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное»  воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных  чувств, взаимопомощи и пр., проблема не теряет своей важности. 
Дружба, товарищество, взаимопомощь являются основой взаимоотношений между людьми, значение культуры поведения, культуры  общения между людьми возрастает. Однако в поведении людей иногда  наблюдается разрыв между внешними формами культуры общения  и ее внутренней сущностью — взаимным уважением и доброжелательностью.  Если у детей будут сформированы правильные взаимоотношения  в группе и необходимые нравственные качества, то ребёнку будет проще находить контакт со сверстниками, как в группе детского сада,  так и в дальнейшем в школе и вообще в жизни. 
Данное противоречие привело меня к пониманию необходимости  поиска методов и средств способствующих успешной социализации  детей. Среди таких средств мной  была выделена игровая деятельность — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь  взрослых. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.  Именно игру многие ученые и практики рассматривают как основное  средство психического и социального развития. 
Игра оказывает значительное  влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.  Совместная игра создаёт условия  для возникновения «детского общества» и реальных отношений в нём  между детьми, которые обеспечивают развитие у детей качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с другими людьми.  Именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком  находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается  управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. 
В детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни  ребенка, поэтому необходимо уделять данному вопросу больше внимания, поэтому мной было принято решение использовать игру как  средство, способствующее успешному социальному развитию дошкольников.  Для этого была спланирована  и организована специальная работа, которая проходила в несколько этапов.  На первом этапе мной была изучена научно-методическая литература по данной теме и подобраны  диагностические методики, позволяющие определить имеющийся  уровень социализированности детей старшей возрастной группы. Проведённое исследование показало, что в коллективе сверстников  складываются сложные отношения. Многие дети не умеют общаться со сверстниками, часто жалуются на  товарищей. В общении со взрослыми показывают недоверие, замкнутость или агрессивность. Самосознание детей также низкое. Много  детей «закрытых» с низкой самооценкой, которые не верят в свой  успех. Другая часть — это дети,  с завышенной самооценкой, которые считают себя главными. Причины подобных проблем кроются  в современном обществе, в социальных отношениях между взрослыми людьми в реальности.  Поэтому стала очевидной необходимость организовать работу, направленную на развитие социальных отношений у детей старшего  дошкольного возраста.
 Мной были подобраны и проведены сюжетно-ролевые игры на различные темы. При этом я старалась,  чтобы все игры были организованы таким образом, чтобы для ребенка  открылась необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены  роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета, развивать межличностные отношения.  Сюжетно-ролевые игры были организованы один раз в неделю преимущественно во вторую половину дня.  Мы старались формировать культуру общения между детьми как одного пола, так и разных полов, приучать детей к вежливости, уважению,  пониманию и т. д. 
С детьми проводили специальную работу по сплочению коллектива и формированию дружеских  взаимоотношений. Мы старались  сделать всё, чтобы дети понимали, что такое хорошо и что такое  плохо, воспитать у них желание поступать правильно, сформировать  нравственные привычки
Тема занятия: «Бравые солдаты»
Цель: Формирование эмоционального сближения детей. Обучение работе в коллективе. Развитие чувства сосредоточения, успокоения. Преодоление двигательного автоматизма.  Закрепление умения передавать выразительные образы с помощью мимики и жестов. 
ХОД ЗАНЯТИЯ. 
1. Ритуал приветствия. «Передай прикосновение» 
Дети, сидя в кругу, со словами  приветствия передают нежные прикосновения друг другу. 
2. Игра «Глухой телефон».
Дети сидят, расположившись в одну линию. Ведущий шепчет на  ухо своему соседу справа, задуманное слово (пароль) так, чтобы  не слышали окружающие. Тот, кому  «передали» пароль шепчет его другому. Игра длится до тех пор, пока  «пароль» не дойдёт до последнего  ребёнка, по окончании дети, начиная с конца, называют услышанное слово. Тот, кто неверно назвал  «пароль» переходит в конец линии (3–4 раза).
3. Игра «Передай сообщение». 
Солдатам часто приходится передавать сообщение без слов, используя различные движения.  Ведущий показывает 3–4 движения, которые должны запомнить  и повторить участники (вместе или индивидуально).
4. Игра «Стоп!». 
Дети, построившись в одну колонну, шагают по залу. По команде  ведущего «Стоп!» прекращают движение. (Игра проводится 3–4 раза) 
5. Этюд «Злюка» 
Психолог говорит, что неподалеку находятся злые враги и предлагает детям с помощью мимики  и жестов передать образ злого человека, высказав свое отношение  к нему.
6. Этюд «Тише, иди ко мне». 
Детям предлагается обойти лагерь врагов стороной по узкой тропинке. По очереди, на носочках,  проходит один ребёнок, останавливаясь и знаками показывая другим  детям: «Тише». Перейдя в безопасное место, он, без слов, приглашает пройти другого ребёнка. (Игра  продолжается до тех пор, пока не пройдут все дети).
7. Этюд «Прислушиваемся».
Дети прислушиваются к звукам. (Голова наклонена в сторону, взгляд направлен в другую сторону, рот  полуоткрыт; нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён  кпереди). Послышался стон раненого бойца. 
8. Решение проблемной ситуации: 
Дети высказывают свои варианты оказания помощи раненому  бойцу.
9. Этюд «Жалость».
Участники с нежностью гладят бойца, говорят ему ласковые слова, оказывают помощь. Вылечили бойца, и он встал в строй. 
10. Упражнение «Расставь посты» 
В комнате расставлены стулья  в произвольном порядке. Один ребёнок (разведчик) идёт через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир),  запомнив дорогу, должен провести  отряд тем же путём. Затем разведчиками и командирами становятся  другие дети.
11. Релаксация «На полянке»
Под звуки медленной музыки дети укладываются на ковёр на спину, делая 2–3 глубоких вдоха  и выдоха. Закрыв глаза, представляют, что лежат на волшебной  мягкой травке, которая питает их  добротой... Тепло доброты ощущается в ладонях, голове, туловище,  ногах\. ... Всё тело, наполненное добротой, приятно отдыхает... Дети «видят добрые сны». Когда психолог скажет: «Один, два, три»,— участники открывают  глаза и делятся своими ощущениями, рассказывают о добрых снах. 
12. Анализ, рефлексия.
Дети рассказывают, что им  больше всего понравилось на занятии. Педагог отмечает успехи  каждого ребёнка.
13. Ритуал прощания. 
Дети благодарят друг друга, прощаются с каждым, называя его ласковым именем.
 
 
Список используемых источников
  1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 672с.
  2. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 111- 113; С. 118-120.
  3. Клюева, И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. – 207с.
  4. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с. 4. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. – 280с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»