Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация образовательного пространства
в ДОУ по речевому развитию дошкольников

Никифорова Светлана Викторовна
Речь занимает важное местo в развитии ребёнка. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими; он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы и т.д. Невнятная речь ребёнка затрудняет общение и накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей.
Для решения речевых задач в детском саду, важнейшим условием является правильно организованная обстановка предметно – пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение.
По требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Речевая развивающая среда- это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Данная среда:
  1. создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  2. обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  3. способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
С целью создания эффективной развивающей среды, в группе должен быть оформлен речевой уголок, который будет способствовать созданию оптимальных условий для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи речевого уголка:
1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики.
В его оборудование входят стеллажи, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе дидактического и игрового материала речевого уголка необходимо учитывать некоторые требования:
  1. должен соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  2. речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  3. игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  4. не следует перегружать уголок оборудованием.
  5. неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности. Она помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
В основу речевого уголка входит следующий игровой и дидактический материал:
  1. материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)
  2. пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  3. пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  4. материал по звукoподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
  5. игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
  6. игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  7. игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  8. материал по грамоте (в старшем дошкольном возрасте) – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»