Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обзор педагогических принципов
и форм работы, 
используемых
в процессе ознакомления детей
6-7 лет с родным городом

Леонова Елизавета Олеговна 
   В данной статье освещаются основные аспекты педагогической работы, необходимые для наиболее результативного формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение детьми старшего дошкольного возраста исторического и культурного наследия родного города имеет колоссальное значение для формирования патриотического сознания. Процесс ознакомления с «малой родиной» расширяет объём знаний учащихся о родном городе, помогает систематизировать эти знания, повышает степень заинтересованности в предмете. У детей повышается уровень понимания концепта «малая родина», происходит обогащение эмоционально-чувственного статуса.
    Цели и задачи ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербургом как с родным городом распределяются следующим образом:
•          образовательные задачи: приобретение, систематизация и расширение комплекса знаний о городе. Комплекс знаний может включать в себя следующие компоненты:
- географические особенности города, его климат;
- сведения о достопримечательностях города;
- информация о городской символике (флаг, герб, гимн);
-биографические сведения о различных выдающихся личностях, когда-либо живших в этом городе;
- знание произведений литературы, скульптуры, живописи, музыки, в которых описывается или изображается родной город;
-некоторые исторические сведения о городе (например, жизнь города в разные периоды истории, город в период Великой Отечественной войны, знание ряда исторических памятников и т.д.);
•          задачи воспитательного характера: формирование чувства любви, привязанности, причастности, интереса к родному городу (к своей малой родине), уважения к истории и культуре Санкт-Петербурга; развитие эмоционально-ценностного отношения к Санкт-Петербургу; воспитание чувства гордости и зарождение гражданской позиции «Я – петербуржец». Необходимо рассказывать детям о том, чем знаменит родной город, подчёркивая его уникальность.
•          задачи развивающего характера: совершенствование монологической и диалогической речи детей; активация и обогащение словарного запаса; работа с грамматическим строем речи под девизом «Давайте говорить, как петербуржцы!»; развитие мышления и воображения. 
     Ознакомление с родным городом необходимо выстраивать в соответствии с определённой системой педагогических принципов, которую можно формировать по-разному, но с сохранением главенствующих основ.
     В качестве базы, на которой основывается педагогический процесс по ознакомлению с родным городом, представлены следующие принципы:
•          принцип историзма, адаптированный для возраста 6-7 лет и подразумевающий деление на два временных периода: прошлое и настоящее;
•          гуманистический принцип, предполагающий активное взаимодействие педагога и ученика и принятие педагогом эмоций, чувств и мнений ребёнка;
Принципы историзма и гуманизации являются основополагающими и глобальными, т.к. теснейшим образом связаны с проблемой патриотического воспитания и развития подрастающего поколения. Следуя принципу гуманизации, нужно ориентироваться в первую очередь на высшие общечеловеческие ценности – любовь к близким, к Отечеству, к родному городу и всегда быть поддержкой для своих воспитанников.
•          принцип дифференциации, заключающийся в создании адаптированных условий для возможности самореализации ребенка в процессе изучения информации о городе, усвоения этой информации с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника;
Принцип дифференциации дополняется необходимостью учитывать  когнитивный компонент: способность ребёнка к познанию, восприятию информации, работу его воображения и памяти в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями.
•          принцип интеграции, подразумевающий взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, комплексное использование всех видов детской деятельности. Использование этого принципа будет способствовать формированию у воспитанников дошкольных учреждений целостной картины изучаемого предмета/объекта (в данном конкретном случае поможет сформировать более цельный образ города). Кроме того благодаря принципу интеграции у детей более интенсивно развиваются навыки общения и умение обмениваться впечатлениями. [3]
Интеграция в обучении – это «фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду,  важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности (речевая деятельность, познавательная, конструктивная, игровая).» [7]
•          принцип доступности, который предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
•          Следующие важные моменты, которые нужно учитывать – это принципы непрерывности и преемственности. Принцип непрерывности характеризуется формированием у детей устойчивого интереса к постоянному пополнению багажа знаний. А суть принципа преемственности заключается в том, что знания, полученные в дошкольном детстве, являются начальными, базисными и получают своё дальнейшее развитие в школе и во взрослой жизни. 
•                    В работе по патриотическому воспитанию посредством знакомства с родным городом, важен принцип наглядности. Учитывая возраст воспитанников, следует организовать максимальную доступность развивающей среды. В качестве наглядного материала необходимо создать, например, «уголок петербуржца» с использованием различных фотоматериалов, макетов (город в миниатюре), тематической литературы. Можно разделить «уголок петербуржца» на несколько разделов с подбором соответствующих материалов: театры Петербурга, музеи Петербурга, пушкинский Петербург и т.д.
•          Нельзя обойтись без использования принципа стимулирования активности, который заключается в применении поощрения активности и хорошей работы детей на занятиях (словесная похвала, а также призы и небольшие подарки). 
 
   В краеведческой работе по ознакомлению с родным городом как условием патриотического воспитания старших дошкольников также должны учитываться следующие важные аспекты:
 
•          так называемый «позитивный центризм», который подразумевает использование знаний наиболее подходящих и актуальных для заданной возрастной группы детей;
 
•          непрерывность и преемственность в педагогическом процессе;
 
•          занятия по ознакомлению с родным городом необходимо скоординировать и согласовать с тематикой основных занятий;
 
 
•          важна форма подачи обучающего материала: необходим плавный переход от простой и понятной ребёнку информации к более сложной;
 
•          большое значение имеет правильно оформленная предметно-развивающая среда в помещении группы, которая будет способствовать закреплению уровня знаний о родном городе: выставка исторических городских фотографий, портреты выдающихся жителей города, различные документальные и художественные книги о городе и т.д.
 
•          необходимо знакомство дошкольников с городскими праздниками (день города, Санкт-Петербургский бал национальностей, день защиты детей и различные другие общероссийские праздники, православные праздники т.д.). Приобщение к праздникам и активное участие в них совместно с группой детского сада или с семьёй поможет сформировать эмоционально-позитивное восприятие истории, культуры города и городских традиций.
 
•          обязательным является разумное комбинирование разнообразных видов образовательной деятельности и соответствующее возрасту равновесие в использовании интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
 
•          в системе проведения занятий должна иметь место самостоятельная деятельность детей;
 
•          работа по ознакомлению с родным городом станет оптимально продуктивной, если  обучающий процесс будет единым и целостным, выстроенным с опорой на базовую программу;
 
 
•          уроки краеведения должны соответствовать требованиям ФГОС;  педагоги, проводящие занятия должны иметь поддержку в виде методического сопровождения. [3]
 
    В качестве основного метода обучения в процессе занятий по патриотическому воспитанию посредством ознакомления с родным городом наиболее востребованы тематические занятия,  которые могут проводиться в различных формах. Это могут быть презентации с показом слайдов, экскурсии, квесты, дидактические игры с краеведческим содержанием, экспериментирование и другие. При планировании занятий  удобнее всего использовать  блочно-тематический подход, который выражается в том, что содержание нескольких занятий объединяется в одну тему. Примеры тем и подразделов: тема «Мосты Санкт-Петербурга» (подразделы: «От Петра I до наших дней», «Разводные мосты», «Конструкции мостов»), тема «Пушкинский Санкт-Петербург» (подразделы «Пушкин-лицеист», «Дуэль Пушкина», «Музей-квартира Пушкина»), тема «Петербург в годы войны» (подразделы «Блокада Ленинграда», «Подвиги ленинградцев», «Дети и блокада» и т.д.)
    Очень помогает в обучении такой метод, как беседа, задача которой – повышение детской мыслительной активности. Беседа учит детей анализировать, обобщать и делать выводы.
    Работа с дошкольниками по ознакомлению их с историей родного города заключается в воспитании у ребёнка чувства гордости и уважения к месту его проживания. Приобщение детей к культуре родного города будет более эффективным, если формы работы в этом направлении будут разнообразными. Это могут быть традиционные формы: фоторепортажи, беседы об известных людях, создание художественных альбомов, чтение стихотворений. Также могут применяться формы инновационные: к примеру, создание макета архитектурного сооружения (из разных материалов), изучение карты города и нанесение на неё наиболее значимых городских объектов. [1, стр. 72]
    Становлению патриотического сознания, обогащению  багажа знаний о родном городе также способствуют такие мероприятия, как посещение экскурсий, встречи с интересными людьми, беседы и занятия в музеях, в детских библиотеках. Проводить подобные мероприятия можно как с педагогами детского дошкольного учреждения, так и в рамках семейного воспитания. [5]
    Процесс обучения должен быть основан на активной деятельности ученика. Желательно, чтобы дети самостоятельно делали выбор в пользу того или иного вида деятельности, которая помогла бы им полноценно запечатлеть то, что они увидели и услышали (в качестве вида деятельности может быть использовано изобразительное искусство, лепка, изготовление аппликаций, создание рассказов, придумывание загадок и т.д.) [6]
   В качестве форм организации различных видов двигательной активности в сочетании с познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельностью можно использовать целевые прогулки. Целевая прогулка представляет собой особую форму постижения города, которая позволяет научить ребёнка смотреть и видеть, наблюдать и исследовать, сопоставлять и анализировать, самостоятельно делать «открытия», приобретать представления о городе (в данном случае) не с чужих слов, а в результате собственного эмоционального и культурного опыта. [2, стр.138]
   Для получения эмоционального отклика детей при опоре на чувственную сферу  необходимо обращаться к тем методам работы, которые вызывают у дошкольников живой интерес, например, к викторинам («Наш Петербург», «Путешествие по Санкт-Петербургу»), к составлению рассказов о любимом городе, подбору пословиц/загадок с краеведческой (городской) тематикой, к созданию папок с иллюстрациями и фотографиями достопримечательностей родного города (Санкт-Петербурга). [1, стр. 64]
    Построение педагогической работы по ознакомлению с родным городом правильнее всего осуществлять, руководствуясь принципом «от простого к сложному». Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста начинается со знакомства их с районом, в котором они проживают, и в котором находится их детский сад. Через некоторое время  знания детей о родном городе расширяются и углубляются. Дошкольников знакомят с названиями главных улиц города, рассказывают им о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы. Обогащаются и расширяются представления ребят о городских зданиях.
   В процессе дальнейшей работы можно познакомить детей с картой города, на которой ребята попытаются найти наиболее интересные и понравившиеся им памятные места, дома, в которых они живут. Живой эмоциональный отклик от детей можно получить, подключив дидактическую игру. Суть игры будет заключаться в нахождении детьми на карте мест, запечатлённых на фотографиях (различные архитектурные сооружения, памятники и прочие достопримечательности). Такой способ изучения родного города интересен детям, вызывает у них положительную реакцию и желание отразить свежие впечатления в творчестве. Соответственно игра плавно переходит в урок изобразительного искусства, где дети рисуют. [1, стр. 73] Здесь мы видим один из способов применения на практике интегративного фактора, а также прекрасный вариант отражения детьми интереса и любви к своей «малой родине».
   Педагоги и психологи рассматривают старший дошкольный возраст как время активного развития личности ребёнка. Именно в возрасте 6-7 лет у детей формируются зачатки мировоззрения, формируется отношение к окружающему миру. Старший дошкольный возраст является самым подходящим периодом для знакомства с государственными символами, такими, как флаг, герб и гимн. Параллельно следует обратиться к изучению аналогичных городских символов. Цикл занятий, посвящённый знакомству с государственной и городской символикой, является одним из важнейших этапов патриотического воспитания. Эти уроки  помогают развивать в детях чувство сопричастности к истории своей страны и города, а также понимание того, что символы несут в себе функцию объединения, сплочения людей и способность влиять на сознание человека посредством наглядного образа. Символы серьёзно воздействуют на людей. Достаточно вспомнить, как защищали знамя в боях, как флаг и гимн  воодушевляют людей на достижения в различных сферах жизни, например, в спорте. [4] 
   Флаг, герб и гимн страны или города нужны как воплощение истории страны и города, а также как отражение настоящего, как выражение патриотизма граждан, как зрительный и музыкальный образ страны или города. Ребятам необходимо объяснить, что эти символы нужно беречь, что относиться к гимну, флагу и гербу следует уважительно, как и к самому государству или городу.[4]
   Детям 6-7 лет свойственны неустойчивость интересов, нестабильность внимания и быстрая утомляемость. В связи с этим рекомендуется возвращаться к одной и той же теме многократно. Такой способ будет способствовать поддержанию интереса и сохранению энтузиазма у детей в процессе обучения. Также удержать внимание и интерес поможет объединение и совместное использование нескольких видов деятельности по принципу интеграции (например: развитие речи – музыка – продуктивные виды деятельности).
   Обязательным аспектом обучения является организация работы с родителями и их «включённость» в учебный процесс. Патриотический настрой родителей по отношению к Родине и родному городу, а также их знания должны передаваться ребёнку и удваивать продуктивность воспитательного процесса.
   Также очень важен уровень образованности педагога, его гражданско-патриотическая позиция и степень духовности. Если сам педагог не является патриотом, он не сможет зародить ростки патриотизма в своих воспитанниках. Задача педагога заключается в том, чтобы именно посеять и пробудить задатки патриотического сознания в детях, а не внушить им, что патриотизм – это необходимость и обязанность. К патриотизму, как и к вере в бога, человек приходит самостоятельно и переживает его индивидуально, но на этом пути человеку (ребенку) необходим опытный наставник или проводник, который поможет правильно пройти этот путь и достичь духовной самоидентификации.
   Для выявления у ребят уровня полученных знаний используется педагогическая диагностика в виде беседы с детьми и анкетирования родителей. По результатам диагностики  можно делать выводы о степени успешности проведённых мероприятий  по патриотическому воспитанию дошкольников посредством знакомства с родным городом. Положительным итогом педагогической работы будет расширение объёма знания детей о родном городе, его истории, культуре, традициях, появление чувства принадлежности и причастности к родному городу как к своей «малой родине».
 
 
                                         Список использованных источников
 
1.         Асянова М.Н. Приобщение дошкольников к культуре и истории родного края как основа патриотического воспитания подрастающего поколения// Вестник науки и образования, том 2// 2017, стр. 64
2.         Губанова Е.Н.  Сапунова И.В. /Целевая прогулка как эффективная форма нравственно-патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)/ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» / Санкт-Петербург, 2018, стр.138
3.         Камалеева Л.А.  Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом,  Тольятти,  2018
4.         Кобозева Е.В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников// Вестник Новгородского государственного университета// 2008/ N8
5.         Кондрашова Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона// Научный журнал КубГАУ/ 2012 N 81
6.         Кононова И.А. Ознакомление старших дошкольников с родным городом / Москва// 2012
7.         Степченкова Ж.В. «Программа комплексных мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом»  М. 2015
8.         Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998
9.         Филиппова Л.В.  Верхова Е.Н.  Точилина Н.В.  и др.  Целостное гармоничное развитие личности ребёнка в процессе нравственно-патриотического воспитания в современных условиях/ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»/ Синергия, 2017, N 3
10.       Хороших П.П. Носко И.В.  Психолого-педагогический базис патриотического воспитания старших дошкольников/  Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»/  Современное образование, 2018, N 2                                                

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»