Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Консультация для родителей

Чувство ритма

 
Казьмина Светлана Александровна,
музыкальный руководитель ГБДОУ Детский сад № 56
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
 
Стук сердца…
Одним из признаков того, что зародилась новая жизнь, является стук сердца, который будущая мама слышит на приеме у врача во время ультразвукового исследования. Ровные пульсирующие звуки словно дают старт движению, настраивают все «механизмы» для начала жизни маленького существа.
Таким образом, чувство ритма заложено в нас самой природой. Помимо сердцебиения, многие физиологические процессы проходят в определенном ритме – дыхание, дневная активность и ночной сон, кругооборот крови и пр.
Ритм с пеленок…
Наверно, каждая мама замечала, как малыш, стоя в кроватке и услышав музыку, начинает пританцовывать, а некоторые дети делают это еще и ритмично. И уже на этом этапе становится понятно, что восприятие ритма и музыки – это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо-двигательный. Ребенок СЛЫШИТ музыку, а его природа дает ему сигнал ДВИГАТЬСЯ.
Ритм и музыка…
Чувство ритма во многом определило развитие музыки на ее начальном этапе. Первыми инструментами, известными еще на заре человечества, стали ударные. Под их звуки люди танцевали, призывая дождь, умоляя богов сохранить урожай, принося дары, проводя различные ритуалы. И с развитием цивилизации это важное чувство не было утрачено. Позднее ритм в музыке развивался, приобретая более сложные формы, на него накладывались различные мелодии. Одним словом, он и сегодня не утратил своего значения.
Что же такое чувство ритма?
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что само по себе чувство ритма — это врожденное свойство мозга. Но наш мозг развивается в зависимости от тех условий, которые ему созданы. Поэтому это качество можно развивать — в рамках культуры или через специальные занятия. Если в культуре, где растет ребенок и развивается его мозг, присутствует много ритма и музыки, то это свойство будет развиваться успешнее. 
Для чего ребенку развитое чувство ритма?
- для развития познавательных способностей;
- для развития речи;
- для развития музыкальных способностей и обогащения его эмоционального мира;
- для воспитания активности, дисциплинированности и чувства коллективизма.
Играем дома – развиваем чувства ритма.
Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма». Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить: декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре. Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Принцип упражнений по развитию чувства ритма у ребенка и взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем».
Стихи и музыка.
Для малышей отлично подходят классические треки. Слушать их можно, даже когда ребенок еще не родился. То же самое и со стихами - произведения Агнии Барто, Маршака и Чуковского легко запоминаются и знакомы хотя бы немного любой современной маме, что уж говорить о бабушках. Вплоть до 3-5 лет детям интересно как слушать, так и повторять за родителями зарифмованные строчки. При этом тренируется не только чувство ритма, но и слуховая, и ассоциативная память. Это очень полезно.
Речевые игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре. Упражнение «Угадай свое имя»
Показать ребенку, как можно интересно ритмизировать свое имя (имя мамы, бабушки и т.д.) в соответствии с простейшими формулами, например:
Ка-тя, Ка-тенька, Катень-ка.
Пусть ребенок повторяет эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имя нараспев. Далее вводите другие «звучащие жесты» (щелчок пальцем, хлопок ладошкой об пол и т.д.).
Упражнение «Передай привет»
1 вариант. Родитель хлопает ребёнку по плечу или по ладошке в определённом ритме, т.е. задаёт несложный ритмический рисунок. Ребёнок воспроизводит заданный ритм, хлопая (передавая привет) по спинке или по лапке игрушечного животного. Затем ребёнок отвечает на вопросы: «Как я хлопала по твоему плечу? Сколько раз хлопнула? Хлопки одинаковые или разные?» И т. д.
2 вариант. Дети и взрослые выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном ведущим темпе (или ритме; и темпе, и ритме, затем отвечают на вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»