Как установить позитивные взаимотношения
с родителями воспитанников
(советы для воспитателей)
Николаева Екатерина Геннадьевна
Цель: Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.Проведём эксперимент, выполните задание:
1.сложите листок вдвое, оторвите правый верхний угол;
2. снова сложите листок вдвое, оторвите правый верхний угол;
3.в третий раз сложите листок вдвое, оторвите правый верхний угол;
4. и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол
5.Разложите получившиеся снежинки на полу перед в центре круга
6.При одинаковой речевой инструкции все снежинки получились разные
7.Как вы думаете почему?
Люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность. Упражнение снежинка наглядно показывает, что каждый человек воспринимает одну и туже информацию по разному.
Учитывая эту особенность сегодня мы рассмотрим техники установления позитивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Основные правила установления хорошего личностного контакта с родителями.
Основа хорошего отношения человека к нам закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса)
1. УЛЫБКА
2. ИМЯ СОБЕСЕДНИКА (это важно)
3. КОМПЛИМЕНТ (косвенный)
Очень хорошее упражнение "Тренировка интонации"
Упражнение выполняется с целью осознания значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка»
(радостно, печально, требовательно, иронично, тревожно, безразлично, раздражительно и пр.)
Давайте рассмотрим эффективные техники общения с родителями:
1. Прием присоединения -выражается во фразах педагога к родителям
Люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность. Упражнение снежинка наглядно показывает, что каждый человек воспринимает одну и туже информацию по разному.
Учитывая эту особенность сегодня мы рассмотрим техники установления позитивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Основные правила установления хорошего личностного контакта с родителями.
Основа хорошего отношения человека к нам закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса)
1. УЛЫБКА
2. ИМЯ СОБЕСЕДНИКА (это важно)
3. КОМПЛИМЕНТ (косвенный)
Очень хорошее упражнение "Тренировка интонации"
Упражнение выполняется с целью осознания значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка»
(радостно, печально, требовательно, иронично, тревожно, безразлично, раздражительно и пр.)
Давайте рассмотрим эффективные техники общения с родителями:
1. Прием присоединения -выражается во фразах педагога к родителям
- Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!»,
- «Нас всех беспокоит, что дети…»,
- «Наши дети…»,
- «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!
2. Техника «От негатива к позитиву» Поиграем в игру.
Вы должны перефразировать представленные фразы в позитивном контексте.
(Например вместо: «Я снова сделал все неправильно…» нужно сказать: «У меня обязательно все получится. Я справлюсь с этим»)
«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми»
«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный»
«У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!»
3. Стили «адвокат» и «прокурор» - одной из главных целей воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Стиль «адвокат» - подразумевает защиту педагогом ребенка или родителя.
В общении с родителями стиль «прокурор» не допустим. Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации.
Позиция «адвокат» примеры речевых шаблонов: Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход;
В сложившейся ситуации есть доля вашей вины;
Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию.
4. «Я – высказывание» - поделиться своими чувствами; далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов; (педагог в своей речи должен использовать Я-высказывание) Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу ответил: «Он сам ко мне лезет….»
Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника, а выразить свои чувства:
«Я расстроилась…», «Я рассердилась…».
Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о том, что обижать друг друга нехорошо».
Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…».
5. Техника «Сэндвич» - Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.
Вы должны перефразировать представленные фразы в позитивном контексте.
(Например вместо: «Я снова сделал все неправильно…» нужно сказать: «У меня обязательно все получится. Я справлюсь с этим»)
«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми»
«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный»
«У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!»
3. Стили «адвокат» и «прокурор» - одной из главных целей воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Стиль «адвокат» - подразумевает защиту педагогом ребенка или родителя.
В общении с родителями стиль «прокурор» не допустим. Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации.
Позиция «адвокат» примеры речевых шаблонов: Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход;
- Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся.
- Если это произошло, значит, существуют какие-то причины.
- Мы разрешим данную ситуацию.
Позиция «прокурор» примеры речевых шаблонов:- Мы разрешим данную ситуацию.
В сложившейся ситуации есть доля вашей вины;
Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию.
4. «Я – высказывание» - поделиться своими чувствами; далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов; (педагог в своей речи должен использовать Я-высказывание) Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу ответил: «Он сам ко мне лезет….»
Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника, а выразить свои чувства:
«Я расстроилась…», «Я рассердилась…».
Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о том, что обижать друг друга нехорошо».
Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…».
5. Техника «Сэндвич» - Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.