Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование мнемотаблиц как средства
развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста
 

Панченко Айгуль Габбасовна,
воспитатель ГБДОУ № 2
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Работа по развитию связной речи в дошкольном возрасте очень важна. Именно в этом возрасте происходит закладывание основ четкой, грамотной речи. А оттого как она будет сформирована у ребенка, зависит его дальнейшая учебная деятельность, развитие коммуникативной и познавательной активности.
Не секрет, что у детей старшего дошкольного возраста существуют определенные трудности в овладении навыками связной речи. Поэтому необходимо их научить связно, последовательно излагать свои мысли, грамматически грамотно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. На этом основаны многие методы дошкольного обучения, разработанные Д.Б. Элькониным[4], Л.Е. Журовой [3]. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Кроме этого на значимость моделирования плана высказывания, указывал известный психолог Л.С. Выготский[2]. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
По мнению психологов, педагогов использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи.
Поэтому  при обучении связной речи детей будет успешным использование  приемов  мнемотехники, которые облегчают запоминание, увеличивают объем  памяти.
Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon-искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Метод мнемотехники включает разные приемы: модели (условно-схематичные, временно-пространственные, силуэтные изображения, символичные), картинографию, коллажи, планы-схемы, мнемотаблицы.
Одним из эффективных приемов мнемотехники является мнемотаблица, предложенная Т.В. Большевой[1]. В дошкольном возрасте  у детей основными средствами образных форм сознания являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (наглядные модели, схемы, таблицы). Использование мнемотаблиц помогает детям успешно овладеть учебным материалом, облегчает процесс запоминания.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Содержание мнемотаблицы -это графическая или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Суть действия мнемотаблицы заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Мнемотаблицы-схемы можно применять в качестве дидактического материала во всех образовательных областях, на занятиях по развитию речи.
Очень успешно применять мнемотаблицы для развития связной монологической речи, поскольку они служат своеобразным зрительным планом для создания монологов: помогают детям в построении рассказа, в соблюдении его последовательности, лексико-грамматической наполняемости. Мнемотаблицы эффективно использовать для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, чистоговорок, составления описательных рассказов.
Работа по мнемотаблицам, по мнению Т.В. Большевой [1], состоит из следующих этапов:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
3 этап: пересказ сказки или рассказ по заданной теме
4 этап: графическая зарисовка мнемотаблицы
5 этап: воспроизведение таблицы ребенком при ее показе ему
Для формирования связной речи дошкольников мнемотаблицы можно использовать:
  1. при разучивании стихотворений
Пример использования мнемотаблицы при заучивании стихотворения «Хитрый еж» (Приложение 1):
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок,
Весь в иголках, без застежек.
На иглу нацепит ежик
Грушу, сливу-всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Поспешит к своим ребятам.
Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром мнемотаблиц, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
  1. При отгадывании загадок
По признакам, описанным при помощи символов, дети учатся определять объект. На начальных этапах обучения им необходимо прокомментировать каждый рисунок. Затем детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться: какой объект там спрятан и объяснить, как они угадали объект самостоятельно.
Использование мнемотаблицы (Приложение 2)при отгадывании загадки «Ботинки»:
Они бывают коричневого, серого или черного цветов. Сделаны из кожи. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Их носят осенью, зимой и весной. Это мужская обувь.
  1. При составлении описательных рассказов
Применение мнемотаблиц при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.
Можно активно использовать мнемотаблицы для составления описательных рассказов по основным лексическим темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Овощи-фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зимующие и перелетные птицы», «Профессии», «Насекомые», «Времена года» и т.д. По ним дети учатся выделять существенные признаки, свойства, и основные части (детали) предметов.
Пример составления рассказа-описания по теме «Игрушки» (Приложение 3) с использованием мнемотаблицы:
  1. Цвет (Какого цвета игрушка?)
  2. Форма (Какой она формы?)
  3. Мячи (Какого размера игрушка?)
  4. Детали машины  (Назови ее детали)
  5. Контур с вопросом (Из какого материала сделана игрушка?)
  6. Рука (Как с этой игрушкой играть?)
  1. При пересказе текста
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связноймонологической речи детей. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти. Если учить пересказывать с помощью мнемотаблиц, (когда дети видят всех действующих лиц) то свое внимание ребенок будет концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
  1. При придумывании творческих рассказов мнемотаблицы окажут существенную помощь. Их нужно использовать, чтобы рассказы детей были не однообразными, логично построенными.
В дальнейшем, можно осложнить эту форму работы: дети могут сами принимать участие в создании мнемотаблиц. Для этого им предлагаются мнемотаблицы, в которыхнекоторые квадраты не заполнены. Дети должны придумать свое развитие событий, но чтобы оно вписывалось в общий план содержания текста.
На основе таблиц можно создавать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщенный образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Мнемотаблицы-это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Но не стоит ограничиваться только мнемотаблицами. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, интерес к окружающему миру.
Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше можно их подготовить к школе. Поскольку связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. 
 
Список литературы:
  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехнитки: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. Испр.-СПб.: «Детство – Пресс», 2005.-96 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь: могография.-М.: Лабиринт, 1996.- 415 с.
  3. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет. Сценарии образовательной деятельности. Вентана- Граф, 2012.-96 с.
  4. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей// Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М.,1981.- 387с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»