Социализация дошкольников через проектную деятельность
Мансян Соня Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №3
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей
воспитатель ГБДОУ детский сад №3
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, далее ФГОС ДО, развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации.
Это актуально именно сейчас, когда современная действительность с её прогрессивными технологиями вносит поправки в способы взаимодействия между людьми, в частности между детьми.
Отечественные ученые, такие как: А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др., считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В этом возрасте у дошкольников закрепляется такая позиция как “Я и общество”.
Исходя из этого становится понятно, что дошкольник, попадая в коллектив, испытывает огромные трудности в общении. Первоначальные навыки социализации, как правило, формируются в семье. Но к сожалению, родители, зачастую заменяют собственное ежедневное общение с детьми на приобретение новых дорогих игрушек, просмотр мультфильмов, развлечения с аниматорами, таким образом, пытаясь «откупиться» от собственных чад, и тем самым лишая их способности легко и гармонично социализироваться в современном детском коллективе.
Для определения понятия «социализация» я предлагаю выбрать следующую формулировку: это процесс усвоения определенных представлений, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди (родители, ближайшие родственники, сверстники, педагоги, друзья), ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Институты социализации — учреждения (детский сад, школа, библиотека, музей, телевидение и СМИ, учреждения дополнительного образования, церковь), влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Главная цель социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры. Для реализации цели необходимо создавать специальные условия, внедрять и использовать современные педагогические методы. Наиболее эффективным в условиях дошкольной образовательной организации, является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность - форма работы, объединяющая воедино все виды деятельности и вовлекающая всех участников воспитательного процесса, включающая все компоненты позитивной социализации.
Термин «проект» (prоjectiоn) на латыни означает «брошенный вперед». Проект представляет собой прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, цель какого-то действия.
Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации – это специально организованная взрослым и выполняемая детьми деятельность, завершающаяся созданием творческих работ.
Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что проектная деятельность:
− устанавливает контакты в различном сочетании: взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок, семья-ребёнок, педагог-родители;
− даёт представления ребёнку о планировании собственной деятельности, возможность поставить вопрос (проблему) и определить пути решения,
т. е. делает его социально-компетентным;
т. е. делает его социально-компетентным;
− расширяет кругозор детей, пытливость ума, творческие способности, когнитивные качества;
− вооружает ребёнка инструментами позволяющими, решать любые творческие и естественно – практические задачи;
− даёт возможность детям различных возрастов сотрудничать, перенимать опыт;
− даёт родителям возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения;
− даёт возможность детям почувствовать свою значимость, а родителям увидеть успешность своих детей.
Я считаю, что проектная деятельность в детском саду является источником положительных эмоций, способствует развитию коммуникативных процессов, погружает ребёнка в атмосферу радости, творчества создаёт фундамент формирования человека созидательного, устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям, менее подверженного стрессам и разочарованиям, владеющим формулой успешности в обществе – умением общаться с людьми.
Мной, воспитателем подготовительной группы ГБДОУ Детского сада №3, была организована проектная деятельность «Мой Невский район». Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за восемь месяцев (долгосрочный). В реализации проекта участвуют дошкольники, родители и воспитатели. Также была сформулирована цель проекта - осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного района, о достопримечательностях района; воспитание любви и привязанности к малой родине.
По завершению проекта ожидаются следующие результаты:
− уточнение и дополнение знаний обучающихся о достопримечательностях Невского района и культуре поведения в городе;
− расширение представления о мероприятиях, направленных на развитие и улучшение района;
− закрепление и систематизация знания о разновидностях мостов, зданий Невского района;
− формирование умения различать и находить сходства в разновидностях архитектурных строений;
− формирование дисциплины, культуры поведения в общественных местах города;
− формирование гуманного отношения и патриотического чувства к своему району.
Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у дошкольников значительных общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, терпимость, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желание выполнять свою работу качественно. Проектная деятельность позволяет дошкольникам обрести собственный социальный опыт.
Список литературы:
1. Габбасова М.С. Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность // Мультиурок [Электронный ресурс]: https://multiurok.ru/files/razvitie-sotsialnoi-kompetentnosti-doshkolnikov-ch.html (Дата обращения: 02.02.2022)
2. Коробова О.В. Проектная деятельность как средство социализации// Наука об образовании [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov (Дата обращения: 02.02.2022)
3. Селедкова Ж.Ю. Социализация детей посредством проектной деятельности // Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/01/11/sotsializatsiya-detey-s-ovz-posredstvom proektnoy (Дата обращения: 02.02.2022)
4. Тарасова С.Ю. Нормативный проект как средство развития социализации детей старшего дошкольного возраста // Современный урок [Электронный ресурс]: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/14291 (Дата обращения: 02.02.2022)