Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальность русской музыки в современном мире

Вайнтруб Ирина Владимировна,
музыкальный руководитель 
 
Музыка — единственный, всемирный язык, его не надо
переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах 
 Ни для кого не секрет, что основой всей мировой музыки является классическая музыка. Нотная  грамота, гармония, исполнительское мастерство, композиция, режиссура и постановка — всё это  идёт из классической школы.
Классическая музыка... Это словосочетание каждый понимает  по-своему. Для одних — это легкие, воздушные мелодии Моцарта,  для других — кантаты и оратории Баха. Кто-то сразу же вспоминает  веселые вальсы Штрауса и зажигательные польки Шопена, а кто-то  неистовые симфонии Шостаковича. Так кто же прав? А все одинаково правы!
Слово «классика» происходит от латинского сlassicus, что значит «образцовый». Если мы обратимся  к компетентным источникам, например, в Музыкальную энциклопедию, то найдем там несколько  определений классической музыки. 
Помимо общеизвестного и несколько примитивного определения  «серьезная музыка» мы узнаем, что  это: образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем; музыкальные  произведения, написанные в определенный исторический период  в искусстве (от Барокко до Модернизма); музыкальные произведения,  написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением  необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем  или солистами. 
Классическая музыка разнообразна по жанрам: симфонии, сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны,  фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка. Основными инструментами для исполнения классической музыки являются струнные,  клавишные, духовые и ударные инструменты: скрипка, виолончель,  пианино, флейта.
Во все времена, невзирая на  различие стилей, и жанров, классическая музыка была гармонична  и высокодуховна. Она рождалась  в душе гения. Своими произведениями творцы хотели проникнуть  в наши сердца, поделиться с нами  своими чувствами и переживаниями, показать тончайшие оттенки  и переливы человеческих чувств и отношений. Всего этого можно  достичь, только обладая величайшим мастерством и хорошо владея  выразительными музыкальными средствами и приемами. Поэтому классическая музыка так сложна в исполнении, здесь очень важно  мастерство исполнителя. Произведение должно быть исполнено  именно так, как задумал автор, без импровизаций, иначе музыка уже  будет звучать по-другому и слушатель может не услышать того, что  хотел выразить автор. 
Основным преимуществом классической музыки является её непреходящая актуальность. Поп  — музыканты бьют в одну точку  и актуальны лишь в течении нескольких лет, и это в лучшем случае.  Рок — музыка захватывает десятилетия, но и это не такой большой  срок. Все жанры современной музыки сливаются, мутируют непрерывно дают какие-то гибриды. Но  все они не долговечны.
 И только классическая музыка охватила собой века человеческой истории. Только она глобальна и всеобъемлюща, именно поэтому,  никогда не теряет своей актуальности. И только классическая музыка  столетиями остаётся неизменной.  А стабильность, как известно признак мастерства. 
Расцвет русской музыкальной  классики приходится на первую половину XIX в. И связан с именем  Михаила Ивановича Глинки (1804  — 1857), вошедшего в историю как  первый русский композитор мирового значения. «Чем дальше вглубь  веков уходит от нас Глинка и его  время, тем отчётливей вырисовывается в исторической перспективе  величественный облик отца и родоначальника русской музыкальной  классики, чей светлый гений озарил весь путь развития нашей музыки. 
Имя Глинки начинает замечательный список великих русских  композиторов, создателей русской  школы, прославившей в веках музыкальное искусство нашей Родины,  выдвинувшей его на одно из первых мест в истории мировой музыкальной культуры» (Д. Шостакович).  Глинка считается основателем русской классической музыки. Отличительной чертой творческого подхода  композитора было использование  мотивов русского фольклора, народной музыки. 
М.И. Глинка внёс большой и ценный вклад и русскую фортепианную  музыку. Для фортепиано он писал на протяжении всей своей жизни.  Обладая превосходными пианистическими данными, он с юных лет  проявил себя тонким и вдумчивым исполнителем. Современники  с гордостью называли его одним  из лучших пианистов. Его утончённый фортепианный стиль вырос целиком на русской почве и впитал  в себя всё лучшее, что могла дать ему пианистическая культура его времени: изящество фильдовского стиля, широкий размах и силу Листа,  мудрую уравновешенность Мендельсона. Глубокое влияние на него  оказал стиль Шопена, в музыке которого он находил близкие ему качества «поющей фактуры», присущее русской пианистической школе.  Исследователь русского фортепианного искусства А. Алексеев пишет: «Полифонические принципы  Шопена и Глинки родственны в том отношении, что оба композитора  стремились к мелодическому насыщению ткани элементами славянской песенности». 
Глинке принадлежит более пятидесяти произведений для фортепиано. Если просмотреть репертуарные списки программы детских  музыкальных школ по классу фортепиано, то во всех разделах (кроме  этюдов) можно найти произведения гениального русского композитора. 
В жанре фортепианного ансамбля композитор также ярко и полно  выражает свою индивидуальность русского художника. Помимо его оригинальных сочинений в этом жанре, в репертуарные списки  включены и многочисленные переложения симфонической, оперной и вокальной музыки композитора. Глинка обладал красивым  голосом и был прекрасным аккомпаниатором. С фортепианной партией многих романсов композитора  могут справиться учащиеся музыкальной школы. В разделе аккомпанемента рекомендованы эти романсы. 
Светлый характер, выразительность, певучесть мелодий, красота  гармоний — вот ценнейшие качества музыки Глинки. 
Включая в репертуар произведения М.И. Глинки, говорит о хорошем  художественно — музыкальном  вкусе педагога, желание изучать  и знать русскую классическую музыку. Развивать музыкальные и технические способности учащихся,  тем самым готовить их к исполнению произведений П. Чайковского,  С. Рахманинова, Ф. Шопена.
Величайшим композитором  в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич Чайковский  (1840 — 1893). Он является одним  из самых важных композиторов мировой классической музыки. 
Творчество П. И. Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов XIX века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии,  концерте: сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных произведений для детей «Детский альбом», «Времена  года». Наверное, не зря композитор старался охватить как можно  больше жанров музыки. Ведь это  даёт больше возможности передать настроение, раскрыть внутренний мир человека с его переживаниями, чувствами, состоянием  души. Содержание музыки универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни  и смерти, любви, природы, детства,  в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни. Чайковский  не был «фортепианно мыслящим»,  композитором: с чисто пианистической точки зрения его сочинения  для фортепиано часто недостаточно выигрышны и не очень удобны для исполнения. Но они привлекают  свежестью, образностью музыки, простотой и непосредственностью  выражения. Чайковскому принадлежит более ста пьес для фортепиано  различного объема и типа, пользовавшихся широкой популярностью  у современников. Многие из этих  пьес заняли прочное место и на концертной эстраде, и в повседневном  быту. Не отличаясь особой утонченностью пианистической фактуры и оригинальностью приемов  изложения, они привлекали своим  выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной с родными и близкими сердцу  композитора картинами русской городской и усадебной жизни. 
Характерные черты, определяющие художественный облик фортепианных произведений Чайковского,  сформировались под влиянием молодой русской школы, в них сказалось близость композитора к народной музыкальной речи, его любовь  к крестьянской и городской песни и танцу, к поэзии природы и быта родной страны. В фортепьянном  творчестве Чайковского нашло отражение и широкое знакомство его  с западноевропейской музыкой. Всё это явилось той почвой, на которой  возник и приобрел свои индивидуальные черты фортепианный стиль  Чайковского, представляющей собой одно из наиболее значительных явлений русской музыкальной  культуры XIX века. 
От виртуоза — пианиста Чайковский требовал высокого уровня техники, умения сочетать отшлифованность всех деталей с ясностью  и логикой общего плана исполнения.  При всём этом он иногда отмечал такой дефект, как недостаток, того  внутреннего огонька, который составляет главнейшую силу виртуоза. 
Важно подчеркнуть, что эту «силу виртуоза» Чайковский понимал не  как стихийное не обузданное начало, а как умение подчинить своей  воле темперамент и чувства. Второе  требование, предъявляемое Чайковским к исполнителям, — то, что  он называет «драгоценным качеством», — способность до тонкости  проникнуть в мельчайшие подробности авторских намерений и передать их именно так, в том духе  и при тех условиях, какие мечтались автору. 
Пианистом, работающем над  произведениями Чайковского, полезно призадуматься над высказываниями композитора об игре на  фортепиано, так как, создавая те или иные фортепианные сочинения, он представлял себе, очевидно, их  звучание в свете тех исполнительских принципов, которые отвечали  его музыкальным вкусам. Потому-то, очевидно, так трудно в исполнении Чайковского найти правильный путь, найти естественные интонации. 
П.И. Чайковский — самый исполняемый русский композитор в современном мире. 
«Я — человек, страстно любящий жизнь и столь ж страстно ненавидящий смерть». 
«Я желал бы всеми силами души,  чтобы музыка моя приносила людям радость, утешение и подмогу». 
Это слова русского композитора  П.И. Чайковского. Музыка его отличается особой теплотой и задушевностью, она понятна миллионам людей разных стран, и остаётся популярной по сей день. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку.
Д. Шостакович: «Из века в век,  из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому,  к его прекрасной музыке и в этом её бессмертие».
На рубеже веков русская музыка была обогащена творчеством новых  талантливых композиторов и исполнителей. А.К. Лядов (1855 — 1914)  русский композитор, педагог.
«... Лядов скромно отвёл себе  область миниатюры — фортепианной и оркестровой, работал над  ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом  первоклассного художника — ювелира и мастера стиля. В нём действительно жило прекрасное в национально — русском душевном  облике». Б. Асафьев 
Лядов написал сравнительно немного, но все, им написанное, значительно, многое же, представляет  собою шедевры искусства. Большая часть его сочинений написана для  фортепиано: «Бирюльки». «Арабески», прелюдии, этюды, интермеццо, мазурки, баллада «Про старину», «Музыкальная табакерка»  (особенно популярная). 
Сочинения Лядова имеют непреходящую художественную ценность. В создании индивидуально  — фортепианного стиля композитора большую роль сыграли традиции русской и западноевропейской  классики. Лядов впитал лучшие  черты классической русской школы. Мелодическое богатство, ясность,  простота, изящество его фортепианных произведений связаны  с традициями Глинки. От него Лядов унаследовал любовь к русской  народной музыке, своеобразие полифонической разработки музыкального материала. Воспитанный  на произведениях старших современников — композиторов «Могучей кучки» и Чайковского, Лядов  не мог не воспринять некоторых принципов их творчества.
Влияния Шопена, Шумана,  а в последних сочинениях — и Скрябина, не заглушают собственной  индивидуальности автора, коренящейся в русском народном музыкальном творчестве. 
Одной из характернейших особенностей творчества композитора  является исключительное ограничение им своих замыслов масштабами малой формы. Какого бы  жанра Лядов ни касался, везде он  неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее  пределы. 
Содержание его музыки не требовало крупных, монументальных  форм. С миниатюризмом связана  типичная для стиля Лядова тщательная, любовная отделка всех  деталей фактуры, в которой проявлялся его тончайший, даже несколько изысканный вкус. «Так  сделать, чтобы каждый такт радовал», — определил однажды композитор один из своих характерных эстетических принципов. Это  было органическим свойством его дарования. 
Педагог — миниатюрист, стремится выработать у учащихся безупречную чистоту и логику в голосоведении, сформировать тонкий  художественный вкус и музыкальную интуицию. Тщательная работа  с музыкальным материалом, четкая  рельефность деталей, умение лаконично, концентрированно, но при  этом полно выразить глубину и содержательность мысли в рамках  небольшого по масштабам произведения служат, согласно позиции  Лядова — педагога, необходимыми  условиями подлинного профессионального мастерства. 
Анализ фортепианного наследия  Лядова позволяет сделать ряд общих выводов относительно его фортепианного стиля. Чуждая в принципе концертно — виртуозным  и оркестровым тенденциям фортепианная музыка Лядова, однако,  подлинно «пианистична». В ней неизменно присутствует живое ощущение специфики инструмента при  тонком использовании красочных  нюансов в пределах его тембровых возможностей. Как правило,  Лядовское фортепианное письмо  характеризуется господством мелодического начала, преобладанием  горизонтали над вертикалью. Вся  фактура обычно пронизана полифоничностью, в особенности так называемым скрытым многоголосием. 
Сочинения Лядова могут быть использованы на различных стадиях  обучения пианиста. Так, в частности творчество композитора содержит  немало ценного для последовательного прогрессивного развития полифонических навыков у учащихся. 
Музыка Лядова не утратила способности эстетического воздействия для современного восприятия, столь изменившегося за эти  годы. А это — основной решающий критерий оценки актуальности  и жизнеспособности художественного наследия прошлого. Думается,  что обаятельное искусство Лядова выдерживает этот критерий.
Классическая музыка вечна. Она прекрасна и гармонична, её главной особенностью является сочетание  глубины передаваемых переживаний с разнообразием музыкальных  приемов. Она сопровождает нас на  протяжении столетий. Ее загадочная сила заключается в том, что,  слушая ее сегодня, мы испытываем  те же чувства, что и первые слушатели.  Почему интерес к классике не угас до сих пор, хотя появилось уже  бесчисленное множество новых видов музыки?
Почему эти виды теряют своих поклонников со временем, а классика набирает? Почему  современная музыка однотипна.
Очевидно, дело в том, что столь основательная школа, как школа классической музыки изначально  обладала таким широким и разнообразным каноном, что создавать  новое и импровизировать в его пределах остаётся возможным и сейчас, он далеко не исчерпал своих  возможностей.
За века развития классической  музыки было создано великое множество музыкальных приёмов, написано бесконечное количество  произведений, опробовано неизмеримое разнообразия аранжировок. И при этом всё новые и новые музыканты создают оригинальные  и непохожие ни на что произведения. 
Секрет неисчерпаемых возможностей классической музыкальной  школы заключается в её историчности. Классическая музыка и история  человечества неразрывно связаны. Именно по мотивам исторических событий и личностей создаётся  большая часть классических музыкальных произведений. И композиторы, и исполнители классической  школы застали самые различные эпохи мировой истории и смогли их запечатлеть.
А история, как известно, идет по  расширяющейся спирали, но никогда не повторяется. Исторический опыт никогда не будет отвергнут. Умные люди учатся на истории,  а умных людей в этом мире хватает.  И как никогда не потеряет своей актуальности мировая история, так её  не потеряет и классическая музыка.
Классическая музыка всю свою  историю была элитарной. Ей восхищались умнейшие и сильнейшие  люди своего времени. В ней находили наслаждение подлинные ценители искусства. Она была отдушиной правителей, учёных, крупных  торговцев. Именно люди, сделавшие себя сами, люди управлявшие  историей этого мира всегда ценили  классическую музыку. С тех пор ничего не изменилось. Сейчас классическая музыка также остаётся  элитарной.
Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, сопровождая нас от младенческого возраста, ведь учеными доказано, что именно классическая музыка  как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на  развивающийся мозг детей. Даже  в слышимых нами теле и радио роликах часто звучит классическая музыка, без которой представляемый  образ не воспринимался бы нами с таким глубоким содержанием. На  современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую  музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики.  Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит  в классике что-то необходимое для  себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы.  Классическая музыка, безусловно,  была, есть и будет актуальна в современном мире. 
Использованная литература:
1. Васина — Гроссман В. А. М.И. Глинка.— М.: «Музыка», 1982
2. Левашёва О.Е. М.И. Глинка.— М.: «Музыка», 1987
3. Михайлов М. К. А. К. Лядов.— М.: «Музыка», 1985
4. Натансон В.А. «Вопросы фортепианной педагогики».— М.: «Музгиз», 1965
5. Николаев А.А. «Фортепианное наследие Чайковского».— М.: «Музгиз», 1949 6. Прибегина Г.А. П.И. Чайковский.— М.: «Музыка», 1983

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»