Технологическая карта сюжетно-ролевой игры
во второй младшей группе «Непоседы», 3-4 года
во второй младшей группе «Непоседы», 3-4 года
Моряки
Колесникова Алина Владимировна
Цель: развивать умение у младших дошкольников играть в сюжетно – ролевую игру. Задачи:
- расширять и обогащать знания о профессии моряков;
- работать над развитием познавательной сферы детей;
- учить использовать знания, полученные из разных источников и отражать их в игре;
- расширять словарный запас детей;
- формировать в игре навыки культурного поведения, вежливого обращения другом с другом.
познавательное развитие – расширять и обогащать знания о профессии моряков;
речевое развитие – обогатить и активизировать речь.
Словарная работа: капитан, рулевой, моряки, корабельный врач, корабль, штурвал, якорь, бинокль, спасательный круг.
Предварительная работа: беседа на тему «Кто такие моряки?», беседа о море, о кораблях; рассматривание иллюстраций по теме; чтение художественной литературы: А. Барто «Кораблик», К. Чуковский «Айболит»; дидактические игры «Кто, где работает?», «Что возьмем с собой в путешествие по морю?»; аппликация «Кораблик», изготовление атрибутов к игре.
Развивающая предметно пространственная среда: корабль, штурвал, якорь, бинокль, спасательный круг; фуражка капитана и помощника капитана, бескозырки матросов, матросские воротники, чемоданчик врача, плита и посуда для кока; фартук и колпак для повара, корзинка с фруктами и овощами.
Роли и игровые действия:
Капитан: отдает команды матросам и рулевому (помощнику капитана).
Рулевой (помощник капитана): управляет кораблем, крутит штурвал, ведёт корабль, наблюдает в бинокль морской путь.
Моряки, матросы: служат на корабле.
Кок: готовит еду для всей команды.
Варианты начала игры:
1-й вариант.
Воспитатель: Ребята, к нам обратился за помощью герой сказки. Я сейчас прочитаю загадку, а вы отгадайте кто это:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
Дети: Айболит.
Воспитатель: Правильно. Айболит прислал мне письмо о помощи, вот оно. В своем письме он пишет, что уехал в далекую Африку лечить больных зверей, что он забыл у нас в группе свой чемоданчик и просит нас привезти ему в далекую Африку. Поможем доктору Айболиту?
Дети: Да.
Воспитатель: Но на чем же мы, ребята, отправимся в Африку?
Дети: На корабле.
Воспитатель: Правильно, на корабле. Давайте мы с вами построим корабль. Я буду помогать, возьмите свои стульчики и мы поставим их в ряд, а теперь возьмите модули и постройте корабль.
2-й вариант.
Включение видеоролика с песней «Бескозырка».
-Ребята, а вы хотите отправиться в морское путешествие? (да)
-На каком транспорте мы отправимся в морское путешествие? ( На корабле)
-Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль)
- Из чего мы будем строить корабль? (Из наших стульчиков)
Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, якорь, устанавливают трап, мачту с флажками, спасательный круг, места для пассажиров.
3-й вариант:
Воспитатель:
- Дети, кто-нибудь из Вас был в путешествии? (Да) Где Вы путешествовали? На чем ездили? Конечно, можно путешествовать на машине, поезде, можно пешком. Главное увидеть интересных людей, красивую природу, отдохнуть. Многие любят путешествовать на корабле, по морю.
-А кто самый главный на корабле (Капитан). Конечно капитан. Он один ведет корабль? (Нет у него есть команда). Правильно, у него большая команда, кто служит на корабле (моряки, матросы).
- Мы с Вами сейчас можем отправиться в путешествие на корабле. Хотите (Да)
Советы: Можно добавить на корабль врача, который будет следить за состоянием здоровья моряков.
Варианты окончания игры:
1-й вариант.
Айболит: Здравствуйте. Вы приплыли из далека, очень добрые ребята. Спасибо вам большое! Сейчас я займусь лечением. До свидания.
Айболит уходит.
Воспитатель: Вот какие ребятки молодцы! Моряки обратно на корабль.
Помощник капитана: поднять якорь!
Помощник капитана: полный вперед в садик!
Воспитатель: Кем мы сегодня были?
Дети: Моряками.
Воспитатель: Как наш корабль назывался?
Дети: «Улыбка».
Воспитатель: Ребята, кому мы помогли сегодня?
Дети: Айболиту и зверям.
Воспитатель: А кто сегодня молодцами были?
Дети: Мы.
Воспитатель: Вот мы и приплыли.
2-й вариант:
Ну вот мы и приплыли в Африку к доктору Айболиту и к больным зверятам.
- Причалить к острову! Отпустить якорь! Спустить трапп!
- Теперь, дети, потихонечку спускаемся на берег.
- Давайте мы передадим доктору Айболиту лекарства, которые привезли для больных зверюшек и поплывем обратно к себе в детский сад.
- Вот раздался гудок, пора возвращаться на корабль и продолжить наше плавание.
-Поднять якорь! Право руля! Полный вперед! Так держать!
-Детки, посмотрим ещё раз в наши бинокли. Вдали показался родной берег, скоро мы приплывём домой, в наш любимый детский сад.
-Причалить к берегу, спустить якорь!
3-й вариант.
Стоп! Приплыли. Мы вернулись домой. Вспомним кого мы встретили, вспомним морских животных. Давайте составим альбом о нашем путешествии.
Ожидаемый результат:
- Отражение в игре впечатлений о поведении людей в разных ситуациях (полученных посредствам обогащения знаний и представлений).
- Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованию действий играющих, выполнение игровых действий.
- Самостоятельное (или с наводящей помощью взрослого) распределение ролей и обыгрывание сюжета в логической последовательности.
- Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности.
- Использование в игре построек разной конструкции
- Проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья,
- Развитие речевого общения играющих (двустороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи). Действия заменяются словом
- Понимание детьми, что соблюдение правил является условием реализации роли
- Построение в ходе игры доброжелательных, дружеских отношений.
Игры-спутники:
«Рыбалка»
«Морская прогулка на корабле»
«Поликлиника»
«Больница»
«Столовая»
«Мы - капитаны»
«Путешественники».