Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности применения сказкотерапии в условиях детского сада

Косова Елена Виталиевна
педагог-психолог ГБДОУ детский сад №15
Петродворцового района 
Санкт-Петербурга
Сказка- это именно тот инструмент психолога, который будет актуален всегда и в абсолютно любой ситуации. Есть сомнения? Сейчас докажу:
- диагностика мышления, речи, внимания и памяти может пройти благодаря одному заданию «пересказ рассказа или сказки»;
- психопрофилактика тревожности тоже может проводиться в рамках создания сказки совместно с ребёнком и сочинения благоприятного завершения истории;
- коррекция поведения может быть с помощью сказкотерапевтического метода, где герой сказки ведёт себя деструктивно, но в ходе истории понимает, что это ложный путь и «встаёт на дорожку добра».
Минимум 3 пункта подтверждают теорию об актуальности применения сказки в работе психолога.
Психологическая служба в дошкольном образовательном учреждении работает со здоровыми детьми. Однако, одной из основных задач реализации ФГОС стандартов является задача: "сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка". Какими способами этого можно добиться? 
Ранее были описаны виды деятельности: диагностика, психопрофилактика и коррекционно-развивающие занятия. Всё это необходимо применять для сохранения и укрепления психического здоровья ребёнка. Однако, в дошкольном детском учреждении необходимо быть не только деликатным в достижении этой цели, но и креативным. Ребёнок достаточно легко принимает сказку в любом её обличии и формирует позитивное отношение к себе как к личности. Ведь не ребёнка поведение будут корректировать, обсуждать и критиковать, а сказочного героя. Не ребёнок ведёт себя плохо, а именно тот серый волк, что хотел разрушить дома свинок. Не ребёнок нагрубил взрослому, а тот вредный гном, который не знал что такое вежливость и воспитанность.
Однако, именно ребёнок воспринимает, понимает и анализирует ситуацию. Совместно с психологом у ребёнка формируется правильный вывод из той или иной проблемной ситуации и это не отражается на самооценке ребёнка как отельной личности.
Сказкотерапия - уникальный инструмент взаимодействия с дошкольниками любого возраста. Этот способ коррекции подойдёт как детям ясельной группы, так и детям - подготовительной.
Сказкотерапия - это привлечение внимания ребёнка, введение его в волшебный мир с помощью историй, картинок, рассказов и движений, психопрофилактика и коррекция поведения. Таким способом можно рассказать детям об эмоциях и чувствах, показать модели поведения и даже откорректировать поведение ребёнка.
Данный способ необходим не только детям с нарушением поведения, а и всем ребятам для укрепления психического здоровья, ведь сказка задействует психические процессы и создаёт благоприятные условия для их развития.
В детском саду стоит задуматься об особенностях применения сказкотерапии на занятиях, ведь психолог ограничен во времени в соответствии с СанПиН и ФГОС. Для того, чтобы малыш мог удержать внимание на протяжении всего рассказа, необходимо добавлять к сказке дополнительные техники:
1. Применение кукол-марионеток в ходе рассказа.
Ребёнок может быть не только слушателем истории, но и её участником. Надевая марионетку на руку, он неосознанно сливается с героем и начинает мыслить, анализировать поведение героя и одновременно наблюдать за историей. Этот приём не даёт ребёнку почувствовать себя виноватым в той или иной ситуации, так как все события перекладываются на героя. Однако, откорректировать поведение героя - малыш уже сможет.
2. Применение кинезиологических техник в ходе рассказа.
Этот приём развивает концентрацию внимания и мышление. Ребёнок должен отреагировать на определённые слова в сказке. Например - кот, мышь, мяч - и показать это руками (кот - руки ставим над головой, будто ушки; мышь - складываем две руки лодочкой, чтобы показать маленький размер животного; мяч - вращаем руками перед собой, изображая вращения мяча). Дети активизируют психические процессы и распределяют внимание на сказку и упражнения.
И мы начинаем сказку, разучив движения: «Жил-был на свете добрый кот (руки над головой, изображая ушки кота). Он был серенький, а хвостик - беленький. И не любил наш кот (руки над головой) ловить мышей (две руки лодочкой), слишком уж добрый он был. Мыши (снова складываем руки лодочкой) подружились с котом (руки над головой) и захотели поиграть с ним в мяч (вращения руками перед собой)..»
Таким образом, дети должны удерживать внимание на самой истории и на определённых словах, которые сигнализируют им об определённых движениях.
3. Иллюстрирование героев.
Грустного и плохого героя можно легко изобразить красками на листе в другом амплуа. Меняя модель поведения или чувства героя на бумаге - меняется понимание происходящего, включается анализ, мышление начинает подсказывать варианты развития событий в другом русле. Если герой в начале сказки был грозным, то изобразив его на листе бумаги весельчаком - ребёнок понимает, что это, всего лишь, чувства и эмоции, мы можем быть разными, это нормально. И главное - наши состояния контролируемые.
А в конце любой сказки необходимо провести ритуал завершения: сделать вывод и ответить на вопросы педагога по теме истории. На этом этапе мы учим детей слушать друг друга, действовать по очереди, поднимать руку и уважать чужое мнение.
Казалось бы - сказка, а способна на многое!
4. Сочинение терапевтических сказок под определённые цели
Данный пункт требует достаточно большого опыта в чтении терапевтических сказок, насмотренности и развитого воображения. Нередко в ходе беседы с ребёнком появляются те или иные тревожные звоночки, которые можно успокоить сказкой, а придумать её нужно на ходу. Например: девочка играет с психологом в дочки-матери и вдруг вспоминает, что обманывала маму на прошлой неделе. Здесь есть вариант побеседовать с ребёнком на эту тему, но мы прервём саму игру, и ребёнок уже будет чувствовать вину, возможно - замкнётся или начнёт корить себя. А может игру не прерывать - психолог на ходу сочиняет ход истории, превращая игровую деятельность в воспитательную, коррекционную или обучающую. Продолжая играть роль матери психолог скажет: «Доченька, а давай поиграем игрушками в форме диких зверей? Возьми их с полки и принеси поближе к нам. Поставь маленького медвежонка подальше от его мамы. Наш медвежонок пошел гулять, сказав маме, что он будет рядом. Но медвежонок знал, что в этот раз уйдёт далеко, ведь там за горой протекает быстрый ручеёк, птички звонко поют и солнце ярко светит! И вот он гулял, прыгал, плавал в речной водичке, пока не стемнело. Солнышко зашло за горизонт и мишке стало страшно в тёмном горном месте. Нужно идти домой, но как ты думаешь, сможет ли наш медвежонок добраться домой самостоятельно? Не зря ведь мама не хотела, чтобы он уходил далеко. Как ты думаешь, почему он обманул её? И как же теперь быть медвежонку? Что сейчас чувствует его мама? Помоги медведице добраться до своего малыша».
Эта короткая сказка является продолжением запроса ребёнка. Проработать проблему обмана нужно в ходе игры и сказки, что является добрым инструментом. Ребёнок сам проанализирует ситуацию и увидит исход событий на конкретном примере, а психолог не потеряет тёплую связь и дружелюбную обстановку с ребёнком.
5. Возрастные ограничения
Применение сказкотерапии не ограничено определённым возрастом, ведь известно, что даже для взрослых есть терапевтические сказки. Единственное, что нужно помнить - это объём сказки и сложность повествования должны соответствовать возрасту. Так, например, для группы раннего развития приемлемо применить сказку не более чем на 10 минут, а вот для группы старшего возраста работу над сказкой можно проводить в течение 25 минут.
6. Отсутствие слишком долгих пауз
Работа с детьми любого возраста не выносит применение техник молчания, так как очень быстро внимание переключается с обсуждаемого объекта на более реальный - тот, что ребёнок видит перед глазами. В кабинете психолога всегда находятся игры и игрушки, которые будут интересовать детей. Невозмможно спрятать всё в стеллажах и усадить ребёнка на ковёр, заставив слушать и анализировать сказку. Поэтому удержание внимания - один из основных пунктов, который следует выполнить в ходе сказкотерапии. Проблема отвлечения от рассказа решается путём интонирования голосом предложений, отсутствием долгих пауз и чётким пониманием структры сказки (даже если сказка придумывается на ходу - у неё должно быть логичное завершение).
7. Соблюдение структуры
Методическая составляющая поможет применить сказкотерапию, учитывая особенности детского сада: ограничение во времени, работа чётко с одной целью, но включение нескольких задач - обучающей, развивающей и воспитательной.
Подведя итоги, можно смело утверждать, что сказкотерапия - прекрасный инструмент психолога для коррекции и психопрофилактики в детском дошкольном учреждении, но следует изучить особенности её применения, прежде чем начать работать с историей. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»