Пальчиковые игры как средство развития
мелкой моторики детей раннего возраста
Осипова Анастасия Васильевна
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения и навыки, определяющие дальнейшее его развитие: коммуникативные навыки – общение, умение общаться и понимать собеседника; трудовые навыки – самообслуживание, у детей формируется самостоятельность; культурно-гигиенические навыки – гигиена, опрятность внешнего вида и т.д.; двигательные навыки – физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость), и т.д. (Н. В. Бернштейн, У. А. Смирнова , Е. А. Янушко и др.). Их становление требует конкретных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. В разделе IV Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) среди ориентиров образования во младенческом и раннем возрасте выделяет следующий: «Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении». Все перечисленное невозможно без достаточно развитой мелкой (пальчиковой, пальцевой) моторики, работы взрослых (родителей, воспитателей) в данной направлении и определяет актуальность научной статьи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Ум ребёнка на кончиках его пальцев». Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. И наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений или как принято говорить, мелкой моторики (Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.). В процессе работы в дошкольной образовательной организации (ДОО) наблюдаются дети с разным уровнем развития мелкой моторики (М. Г. Борисенко , С. О. Ермакова , Е. Ф. Черенкова и др.). Обоснование данному явлению в книге «Вопросы детской психологии» дал Л. С. Выготский. Он писал о том, что ребёнок рождается с безусловными рефлексами - врождёнными механизмами, на основе которых позднее в процессе индивидуального развития организма и на фоне изменчивой внешней среды формируются условные рефлексы. Мелкая моторика, имеющая условно-рефлекторную природу, начинает формироваться на первом году жизни. Сначала ребёнок учится хватать предмет, потом появляются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую, затем малыш растет и учится держать ложку, кисточку, карандаш. Многие психологи (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и т.д.) и педагоги (М. М. Кольцова, М. Монтессори и т.д.) с разных позиций рассматривали различные аспекты изучаемой темы в связи: • с развитием познавательных способностей; • с развитием речи; • развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий. Существует много различных средств развития мелкой моторики рук (С. Е. Большакова, Н. В. Нищева, Е. А. Янушко и др.). Это самомассаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация, лепка, рисование. При этом не все из перечисленного подходит с точки зрения безопасности для использования с детьми 1,6 - 3 лет. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное, доступное и безопасное в использовании во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых 5 – это пальчиковые игры, широко представленные в исследованиях С. Е. Большакова, С. О. Ермакова и др. Но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема системного и всестороннего формирования мелкой моторики у детей раннего возраста на сегодняшний день остается актуальной. Ведь для полноценного развития мелкой моторики необходимо:
• учёт индивидуальных особенностей детей раннего возраста;
• формирование мелкой моторики с самого раннего возраста;
• всестороннее развитие мелкой моторики;
• систематизированная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Таким образом, проблема исследования состоит в разработке системы всестороннего и систематического формирования мелкой моторики по средствам пальчиковых игр у детей раннего возраста.
В период от рождения до трёх лет у ребенка постепенно развиваются такие ручные умения и навыки, как:
• хватание: ребёнок учится захватывать предмет разными способами, действуя целенаправленно – правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами: • соотносящие действия: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);
• подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
• движения кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными. Овладение такими тонкими действиями рук происходит в процессе организации систематических занятий в период раннего детства с 1,6 до 3 лет. Однако, не все знают, как организовать занятия с детьми раннего возраста, такие занятия требуют достаточно внимания, терпения и тренировки. Поэтому роль взрослого – помочь ребёнку освоить эти навыки, создать для этого благоприятные условия, предоставить новые возможности, не забывать, что занятия для детей – это прежде всего игра, требующая эмоционального вовлеченности, интересного сюжета. Таким образом, развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью развития ребенка. Формирования тонких движений пальцами рук начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни. Мы видим, что темой «мелкая моторика» занимались многие ученые, все они считают, что мелкую моторику необходимо развивать. Развитию мелкой моторики можно сделать вывод, что онтогенез движений рук ребёнка в психологической литературе исследован достаточно полно многими авторами.
Средств по развитию мелкой моторики на сегодняшний день много (С. О. Ермакова, О. С. Жукова, Т. С. Овчинникова и др.), их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.
• Игры с водой. Игры с водой помогают уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умение пользоваться кистью, делать поделки из пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами). Основной приём самомассажа поглаживания, манипуляция, при которой рука скользит по коже, с различной степенью надавливания. В зависимости от силы поглаживания может успокоить или возбуждать нервную систему: поверхностное поглаживание успокаивает, сильное, с нажатием- возбуждает. • Игры на нанизывание С помощью нанизывания у ребёнка развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, нанизывать кольца на стержень и др.. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер ребёнка. Он приучается контролировать движения рук зрением.
• Игры с пластилином Прежде чем дать ребёнку материал для лепки надо познакомьте его со свойствами материала, с которым он будет работать (пластилин мягкий, он скатывается, разминается). Нужно показать, как можно работать с материалом: ощупывать его, разминать, раскатывать на столе, между ладошками, скатывать из него шарить. Прежде чем начать работу, необходимо познакомить детей с реальным предметом, который они будут лепить. Детей с 2 до 3 лет необходимо заинтересовывать, то что делает ребёнок, должно быть нужным, полезным (слепить зёрнышки для птичек, баранку для голодного мишки и т.д.).
• Игры с бумагой Благодаря этим играм развивается устойчивое внимание, особенно когда ребёнок повторяет за взрослым: он должен присмотреться к действиям, которые ему показали, и воспроизвести их. Наглядный показ следует сопровождать словом. Со временем у ребёнка устанавливается связь между действиями и объяснениями, и через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять словесные указания.
• Игры на выкладывание Проводя игры на выкладывание, преследуются следующие цели: развивается щипковый захват указательного и большого пальца; совершенствуется движения глаз; развивается воображение, обогащается словарный запас; формируется зрительное восприятие. Если ребёнок ещё мал и не способен сделать это самостоятельно, надо ему помочь. Игру необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребёнок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задания необходимо усложнять при каждом повторении: выкладывать по памяти. Выкладывать со сменой материала – от крупного к мелкому.
• Игры с мозаикой Проводя игры с мозаикой, преследуются следующие цели: развиваем щипковый захват указательным и большим пальцем; совершенствуем движение «глаз - рука», зрительное восприятие; развиваем воображение и пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга.
• Фольклорные пальчиковые игры Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Такие игры имеют развивающее значение, так как дают ребёнку возможность ощутить свои пальцы, ладони. Соединение «слово – палец» наилучшим способом развивают не только мелкую моторику, но и речь. Фольклорные песенки и потешки благодаря напевности и мелодичности развивают у ребёнка чувство языка.
• Игры с сыпучими материалами С точки зрения развития мелкой моторики сыпучие материалы представляют большой интерес: контакт ладоней и пальцев с сыпучими материалами развивает осязание, а манипуляции с ними развивают хватание, соотносящие движения рук, а также в некоторых случаях подразумевают использования различных инструментов (совок, ведёрко, формочки и т.д.).
• Пальчиковый театр Пальчиковому театру придают большое значение так как это упражнение: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребёнка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятие: справа, слева, рядом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения.
• Пальчиковые игры Пальчиковые игры оказывают плодотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи, мышления у детей с раннего возраста. Пальчиковые игры насыщают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают плодотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить ежедневно, уделяя ей по 2-5 минут.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей раннего возраста при тесном взаимодействии со взрослыми, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Ум ребёнка на кончиках его пальцев». Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. И наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений или как принято говорить, мелкой моторики (Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.). В процессе работы в дошкольной образовательной организации (ДОО) наблюдаются дети с разным уровнем развития мелкой моторики (М. Г. Борисенко , С. О. Ермакова , Е. Ф. Черенкова и др.). Обоснование данному явлению в книге «Вопросы детской психологии» дал Л. С. Выготский. Он писал о том, что ребёнок рождается с безусловными рефлексами - врождёнными механизмами, на основе которых позднее в процессе индивидуального развития организма и на фоне изменчивой внешней среды формируются условные рефлексы. Мелкая моторика, имеющая условно-рефлекторную природу, начинает формироваться на первом году жизни. Сначала ребёнок учится хватать предмет, потом появляются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую, затем малыш растет и учится держать ложку, кисточку, карандаш. Многие психологи (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и т.д.) и педагоги (М. М. Кольцова, М. Монтессори и т.д.) с разных позиций рассматривали различные аспекты изучаемой темы в связи: • с развитием познавательных способностей; • с развитием речи; • развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий. Существует много различных средств развития мелкой моторики рук (С. Е. Большакова, Н. В. Нищева, Е. А. Янушко и др.). Это самомассаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация, лепка, рисование. При этом не все из перечисленного подходит с точки зрения безопасности для использования с детьми 1,6 - 3 лет. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное, доступное и безопасное в использовании во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых 5 – это пальчиковые игры, широко представленные в исследованиях С. Е. Большакова, С. О. Ермакова и др. Но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема системного и всестороннего формирования мелкой моторики у детей раннего возраста на сегодняшний день остается актуальной. Ведь для полноценного развития мелкой моторики необходимо:
• учёт индивидуальных особенностей детей раннего возраста;
• формирование мелкой моторики с самого раннего возраста;
• всестороннее развитие мелкой моторики;
• систематизированная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Таким образом, проблема исследования состоит в разработке системы всестороннего и систематического формирования мелкой моторики по средствам пальчиковых игр у детей раннего возраста.
В период от рождения до трёх лет у ребенка постепенно развиваются такие ручные умения и навыки, как:
• хватание: ребёнок учится захватывать предмет разными способами, действуя целенаправленно – правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами: • соотносящие действия: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);
• подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
• движения кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными. Овладение такими тонкими действиями рук происходит в процессе организации систематических занятий в период раннего детства с 1,6 до 3 лет. Однако, не все знают, как организовать занятия с детьми раннего возраста, такие занятия требуют достаточно внимания, терпения и тренировки. Поэтому роль взрослого – помочь ребёнку освоить эти навыки, создать для этого благоприятные условия, предоставить новые возможности, не забывать, что занятия для детей – это прежде всего игра, требующая эмоционального вовлеченности, интересного сюжета. Таким образом, развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью развития ребенка. Формирования тонких движений пальцами рук начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни. Мы видим, что темой «мелкая моторика» занимались многие ученые, все они считают, что мелкую моторику необходимо развивать. Развитию мелкой моторики можно сделать вывод, что онтогенез движений рук ребёнка в психологической литературе исследован достаточно полно многими авторами.
Средств по развитию мелкой моторики на сегодняшний день много (С. О. Ермакова, О. С. Жукова, Т. С. Овчинникова и др.), их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.
• Игры с водой. Игры с водой помогают уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умение пользоваться кистью, делать поделки из пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами). Основной приём самомассажа поглаживания, манипуляция, при которой рука скользит по коже, с различной степенью надавливания. В зависимости от силы поглаживания может успокоить или возбуждать нервную систему: поверхностное поглаживание успокаивает, сильное, с нажатием- возбуждает. • Игры на нанизывание С помощью нанизывания у ребёнка развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, нанизывать кольца на стержень и др.. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер ребёнка. Он приучается контролировать движения рук зрением.
• Игры с пластилином Прежде чем дать ребёнку материал для лепки надо познакомьте его со свойствами материала, с которым он будет работать (пластилин мягкий, он скатывается, разминается). Нужно показать, как можно работать с материалом: ощупывать его, разминать, раскатывать на столе, между ладошками, скатывать из него шарить. Прежде чем начать работу, необходимо познакомить детей с реальным предметом, который они будут лепить. Детей с 2 до 3 лет необходимо заинтересовывать, то что делает ребёнок, должно быть нужным, полезным (слепить зёрнышки для птичек, баранку для голодного мишки и т.д.).
• Игры с бумагой Благодаря этим играм развивается устойчивое внимание, особенно когда ребёнок повторяет за взрослым: он должен присмотреться к действиям, которые ему показали, и воспроизвести их. Наглядный показ следует сопровождать словом. Со временем у ребёнка устанавливается связь между действиями и объяснениями, и через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять словесные указания.
• Игры на выкладывание Проводя игры на выкладывание, преследуются следующие цели: развивается щипковый захват указательного и большого пальца; совершенствуется движения глаз; развивается воображение, обогащается словарный запас; формируется зрительное восприятие. Если ребёнок ещё мал и не способен сделать это самостоятельно, надо ему помочь. Игру необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребёнок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задания необходимо усложнять при каждом повторении: выкладывать по памяти. Выкладывать со сменой материала – от крупного к мелкому.
• Игры с мозаикой Проводя игры с мозаикой, преследуются следующие цели: развиваем щипковый захват указательным и большим пальцем; совершенствуем движение «глаз - рука», зрительное восприятие; развиваем воображение и пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга.
• Фольклорные пальчиковые игры Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Такие игры имеют развивающее значение, так как дают ребёнку возможность ощутить свои пальцы, ладони. Соединение «слово – палец» наилучшим способом развивают не только мелкую моторику, но и речь. Фольклорные песенки и потешки благодаря напевности и мелодичности развивают у ребёнка чувство языка.
• Игры с сыпучими материалами С точки зрения развития мелкой моторики сыпучие материалы представляют большой интерес: контакт ладоней и пальцев с сыпучими материалами развивает осязание, а манипуляции с ними развивают хватание, соотносящие движения рук, а также в некоторых случаях подразумевают использования различных инструментов (совок, ведёрко, формочки и т.д.).
• Пальчиковый театр Пальчиковому театру придают большое значение так как это упражнение: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребёнка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятие: справа, слева, рядом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения.
• Пальчиковые игры Пальчиковые игры оказывают плодотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи, мышления у детей с раннего возраста. Пальчиковые игры насыщают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают плодотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить ежедневно, уделяя ей по 2-5 минут.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей раннего возраста при тесном взаимодействии со взрослыми, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.