Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пальчиковые игры как средство развития
мелкой моторики детей раннего возраста

Осипова Анастасия Васильевна
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения и навыки, определяющие дальнейшее его развитие: коммуникативные навыки – общение, умение общаться и понимать собеседника; трудовые навыки – самообслуживание, у детей формируется самостоятельность; культурно-гигиенические навыки – гигиена, опрятность внешнего вида и т.д.; двигательные навыки – физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость), и т.д. (Н. В. Бернштейн, У. А. Смирнова , Е. А. Янушко и др.). Их становление требует конкретных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. В разделе IV Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) среди ориентиров образования во младенческом и раннем возрасте выделяет следующий: «Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении». Все перечисленное невозможно без достаточно развитой мелкой (пальчиковой, пальцевой) моторики, работы взрослых (родителей, воспитателей) в данной направлении и определяет актуальность научной статьи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Ум ребёнка на кончиках его пальцев». Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. И наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений или как принято говорить, мелкой моторики (Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.). В процессе работы в дошкольной образовательной организации (ДОО) наблюдаются дети с разным уровнем развития мелкой моторики (М. Г. Борисенко , С. О. Ермакова , Е. Ф. Черенкова и др.). Обоснование данному явлению в книге «Вопросы детской психологии» дал Л. С. Выготский. Он писал о том, что ребёнок рождается с безусловными рефлексами - врождёнными механизмами, на основе которых позднее в процессе индивидуального развития организма и на фоне изменчивой внешней среды формируются условные рефлексы. Мелкая моторика, имеющая условно-рефлекторную природу, начинает формироваться на первом году жизни. Сначала ребёнок учится хватать предмет, потом появляются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую, затем малыш растет и учится держать ложку, кисточку, карандаш. Многие психологи (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и т.д.) и педагоги (М. М. Кольцова, М. Монтессори и т.д.) с разных позиций рассматривали различные аспекты изучаемой темы в связи: • с развитием познавательных способностей; • с развитием речи; • развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий. Существует много различных средств развития мелкой моторики рук (С. Е. Большакова, Н. В. Нищева, Е. А. Янушко и др.). Это самомассаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация, лепка, рисование. При этом не все из перечисленного подходит с точки зрения безопасности для использования с детьми 1,6 - 3 лет. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное, доступное и безопасное в использовании во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых 5 – это пальчиковые игры, широко представленные в исследованиях С. Е. Большакова, С. О. Ермакова и др. Но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема системного и всестороннего формирования мелкой моторики у детей раннего возраста на сегодняшний день остается актуальной. Ведь для полноценного развития мелкой моторики необходимо:
• учёт индивидуальных особенностей детей раннего возраста;
• формирование мелкой моторики с самого раннего возраста;
• всестороннее развитие мелкой моторики;
• систематизированная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Таким образом, проблема исследования состоит в разработке системы всестороннего и систематического формирования мелкой моторики по средствам пальчиковых игр у детей раннего возраста.
В период от рождения до трёх лет у ребенка постепенно развиваются такие ручные умения и навыки, как:
• хватание: ребёнок учится захватывать предмет разными способами, действуя целенаправленно – правильно определяет место предмета в  пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами: • соотносящие действия: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);
• подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
• движения кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными. Овладение такими тонкими действиями рук происходит в процессе организации систематических занятий в период раннего детства с 1,6 до 3 лет. Однако, не все знают, как организовать занятия с детьми раннего возраста, такие занятия требуют достаточно внимания, терпения и тренировки. Поэтому роль взрослого – помочь ребёнку освоить эти навыки, создать для этого благоприятные условия, предоставить новые возможности, не забывать, что занятия для детей – это прежде всего игра, требующая эмоционального вовлеченности, интересного сюжета. Таким образом, развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью развития ребенка. Формирования тонких движений пальцами рук начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни. Мы видим, что темой «мелкая моторика» занимались многие ученые, все они считают, что мелкую моторику необходимо развивать. Развитию мелкой моторики можно сделать вывод, что онтогенез движений рук ребёнка в психологической литературе исследован достаточно полно многими авторами. 
Средств по развитию мелкой моторики на сегодняшний день много (С. О. Ермакова, О. С. Жукова, Т. С. Овчинникова и др.), их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.
• Игры с водой.  Игры с водой помогают уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умение пользоваться кистью, делать поделки из пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами). Основной приём самомассажа поглаживания, манипуляция, при которой рука скользит по коже, с различной степенью надавливания. В зависимости от силы поглаживания может успокоить или возбуждать нервную систему: поверхностное поглаживание успокаивает, сильное, с нажатием- возбуждает.  • Игры на нанизывание С помощью нанизывания у ребёнка развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, нанизывать кольца на стержень и др.. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер ребёнка. Он приучается контролировать движения рук зрением.
• Игры с пластилином Прежде чем дать ребёнку материал для лепки надо познакомьте его со свойствами материала, с которым он будет работать (пластилин мягкий, он скатывается, разминается). Нужно показать, как можно работать с материалом: ощупывать его, разминать, раскатывать на столе, между ладошками, скатывать из него шарить. Прежде чем начать работу, необходимо познакомить детей с реальным предметом, который они будут лепить. Детей с 2 до 3 лет необходимо заинтересовывать, то что делает ребёнок, должно быть нужным, полезным (слепить зёрнышки для птичек, баранку для голодного мишки и т.д.).
• Игры с бумагой Благодаря этим играм развивается устойчивое внимание, особенно когда ребёнок повторяет за взрослым: он должен присмотреться к действиям, которые ему показали, и воспроизвести их. Наглядный показ следует сопровождать словом. Со временем у ребёнка устанавливается связь между действиями и объяснениями, и через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять словесные указания.
• Игры на выкладывание Проводя игры на выкладывание, преследуются следующие цели: развивается щипковый захват указательного и большого пальца; совершенствуется движения глаз; развивается воображение, обогащается словарный запас; формируется зрительное восприятие. Если ребёнок ещё мал и не способен сделать это самостоятельно, надо ему помочь. Игру необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребёнок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задания необходимо усложнять при каждом повторении: выкладывать по памяти. Выкладывать со сменой материала – от крупного к мелкому.
• Игры с мозаикой Проводя игры с мозаикой, преследуются следующие цели: развиваем щипковый захват указательным и большим пальцем; совершенствуем движение «глаз - рука», зрительное восприятие; развиваем воображение и пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга.
• Фольклорные пальчиковые игры Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Такие игры имеют развивающее значение, так как дают ребёнку возможность ощутить свои пальцы, ладони. Соединение «слово – палец» наилучшим способом развивают не только мелкую моторику, но и речь. Фольклорные песенки и потешки благодаря напевности и мелодичности развивают у ребёнка чувство языка.
• Игры с сыпучими материалами С точки зрения развития мелкой моторики сыпучие материалы представляют большой интерес: контакт ладоней и пальцев с сыпучими материалами развивает осязание, а манипуляции с ними развивают хватание, соотносящие движения рук, а также в некоторых случаях подразумевают использования различных инструментов (совок, ведёрко, формочки и т.д.).
• Пальчиковый театр Пальчиковому театру придают большое значение так как это упражнение: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребёнка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятие: справа, слева, рядом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения.
• Пальчиковые игры Пальчиковые игры оказывают плодотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи, мышления у детей с раннего возраста. Пальчиковые игры насыщают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают плодотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить ежедневно, уделяя ей по 2-5 минут.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей раннего возраста при тесном взаимодействии со взрослыми, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»