Коммуникативная функция сказки для развития
речи детей дошкольного возраста
Панишева Татьяна Геннадьевна
Пока жив язык народный в устах народа,
до тех пор жив и народ.
К.Д. Ушинский
Дошкольный возраст - уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка - это настоящий помощник в развитии творческой личности. Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:до тех пор жив и народ.
К.Д. Ушинский
образное мышление
активную речь
внимание
умение связно выразить мысль
творческие способности и фантазию
все виды памяти
умение правильно использовать мимику.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. С детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками слова и выражения. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, я предлагаю им вопросы такого типа: «Почему это фольклорное произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?».
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Благодаря сказкам речь дошкольника становиться более эмоциональной, образной, красивой. Ребенок учится употреблять в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками слова и выражения.
Кроме того, на поступках главных героев дошкольники учатся смекалке и находчивости, что пригодится им во взрослой жизни, когда они сами будут сталкиваться с трудностями. Например: сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.
- Сказка «Маша и медведь» предостерегает в лес одним ходить нельзя - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации.
-Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
- Наказ слушаться родителей звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка».
- Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев».
-Трудолюбие в народных сказках всегда награждается: «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна - лягушка».
-Забота о близком «Бобовое зернышко». Но кроме этого у ребенка дошкольного возраста формируется человечность и сочувствие к другим людям и животным.
Природа в сказке защищает героев: речка и дерево в сказке «Гуси- лебеди», утешает и сочувствует горю. Так, в сказке «Сестрица -Алёнушка и братец Иванушка» злая ведьма утопила Алёнушку, и никто этого не заметил, «только цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, травы блекнуть». Из этого слияния с природой рождается любовь - жалость к животным, ко всему живому, столь присущая русским сказкам.
Для того, чтобы дети умели найти эти нравственные моменты нужно учить сравнивать, ставить ребенка на место героя, независимо положительный или отрицательный герой. В своей работе я очень часто использую игру «Хорошо – плохо», где еще раз формируется чувство доброты. Читая сказку, я также говорю о своем отношении к тому или иному герою.
Еще одна из форм работы со сказкой - дидактические игры. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В работе можно использовать такие игры: «Найдите ошибки», «Кто лишний», «Какие сказки перепутались?» -сгруппировать героев по сказкам, «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку по предмету», «Угадай, кто идет» -развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.