Развитие социально-коммуникативных навыков
у дошкольников на занятиях по физической культуре
Глотова Ольга Ивановна,
инструктор по физической культуре
первой квалификационной категории
Формирование навыков общения является одной из важных сторон личностного развития. Эмоциональное благополучие ребёнка, его психологическое здоровье и психологическая комфортность во многом зависят от умения общаться со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности ребёнка – актуальная задача воспитательного и образовательного процесса.инструктор по физической культуре
первой квалификационной категории
Система физического воспитания ориентирована, главным образом, на решение оздоровительных задач, но специфика организации занятий по физической культуры позволяет успешно решать и вопросы развития коммуникативных навыков. Развивать эти способности нужно как можно раньше, а именно с дошкольного возраста.
Первоочередная цель ФГОС, это социализация детей, развитие их культурного и социального образования.
Данная цель направлена на:
- привитие социальных норм и ценностей, приняты в обществе
- привитие культуры общения со взрослыми и сверстниками
-привитие самостоятельности, целеустремлённости в действиях
- развитие у детей отзывчивости и эмоциональности
- привитие групповой работы, взаимодействие со сверстниками
- формирование установок на сохранение и укрепление здоровья
Роль взрослого в грамотной организации игрового пространства и умелой координации действий детей.
Современность такая, что детям стало доступно много информации благодаря современной технике. Детям намного интереснее провести время с компьютером, а не с другом во дворе, играя в мяч. Но несмотря на это, они всё-таки остаются детьми, которые любят играть, к сожалению, не все умеют организовывать общение друг с другом.
Именно педагоги воспитывают в детях чувство сострадания другу к другу, формируют дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, сопереживания во время занятий, прогулок, свободной деятельности.
Наиболее продуктивными в этом ключе представляются командные игры, где взаимодействие детей носит наиболее органичный характер. Правилами игры предполагается позитивный эмоциональный контакт между участниками команды, взаимная помощь и контроль на основе сопереживания игровой ситуации. Это способствует формированию и развитию таких важных качеств, как взаимопонимание и взаимоуважение.
Подача материала может быть организована таким образом, что в определённых играх смысловой задачей становится развитие речевых умений, в других – общение в диалоге. Например, объяснение правил игры на первом занятии даётся взрослым, а на последующих эта задача переадресовывается детям. Возможно, они внесут некоторые изменения в правила игры, предварительно их аргументируя. В таком случае возникает ситуация взаимодействия, при которой приоритетными задачами станут формирование уважительного отношения к точке зрения воспитанника, умения выразить мысль максимально точно.
Даже во время физкультурных занятий – это несложно сделать с помощью игровой технологии. Самые интересные виды – это командные, соревновательные игры и квест -путешествия, в которых дети, взаимодействуя другу с другом, решают одну проблему (найти какой-нибудь предмет, помочь герою, собрать карту и т.д.).
Во время занятий физкультурой ярко проявляются лидерские качества ребёнка, но важно заметить в любом воспитаннике индивидуальные способности, например, водящего в подвижной игре или для показа упражнения выбирается более застенчивый ребёнок. Здесь решается задача - поддержка индивидуальности и инициативы детей.
Для каждой игры на социально-коммуникативное развитие поставлены разные задачи, например, в такой игре как «Раскрути клубочек», главной задачей является формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его). Передавая по кругу яркий клубочек с нитками, дети друг другу улыбаются и называют ласково имя рядом стоящего друга. Такая игра нацеливает детей на совместную деятельность во время занятия.
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками можно поддерживать игрой «Поймай мяч». Дети держат ткань (это может быть полотно для разной тематики – космос, виды транспорта, новый год и т.д.) и общими усилиями загоняют мяч в отверстие в полотне.
Для поднятия настроения детей и для открытого итога занятия используется дидактическая игра «Поделись настроением». Этот плакат висит на выходе из физкультурного зала, каждый ребёнок выбирает действие согласно этому плакату и делится с воспитателем и инструктором по физкультуре. Это может быть и рукопожатие, и улыбка, и любая другая эмоция.
В детском коллективе, так же, как и во взрослом, дети с разным темпераментом, взглядами, увлечениями, возможностями. Для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы условия равные с обычными детьми. Такие дети чувствуют себя равными с другими, когда они становятся водящими, когда вовлечены в любую игру, даже если эта игра им не совсем под силу. Толерантное отношение к таким детям воспитывается на протяжении долгого время и это совместная задача всего коллектива группы и взрослых.
Меняется мир, меняются требования к педагогу и воспитанию детей, нужно постоянно совершенствоваться и соответствовать современным требованиям. Для этого каждый педагог ищет всё новые и новые формы и способы удивить своих воспитанников.