Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Значение пальчиковых игр для развития
речи дошкольников
Волобуева Виктория Николаевна,
воспитатель ГБДОУ № 75 Санкт-Петербурга
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. 
 Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. 
Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. 
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
  1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
  7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Самое оптимальное время для того, чтобы начинать осваивать наиболее простые пальчиковые игры – 5-6 месяцев. Выберите время, когда ребенок бодр и находится в хорошем настроении. Большой плюс любой пальчиковой игры для малыша в эмоциональной и занимательной подаче новых движений, поэтому постарайтесь сопровождать любые действия пальцами интересным сюжетным текстом, лучше, если он будет рифмованным. Можно найти готовые варианты потешек или придумать короткие стихи к пальчиковым играм и придумать под них игру пальчиками самостоятельно, учитывая умения и навыки малыша. Важно рассказывать потешку выразительно, интонацией и мимикой концентрируя внимание ребенка на выполнение определенных действий.
Виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:  
  1. Занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.). Рисование - занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.
  2. Игра с крупой. Игры с крупными семенами Насыпьте в тарелочку горох, с какой-либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку. Разнообразную крупу можно сортировать, катать между большим и указательным пальцами.
  3. Игра с грецкими орехами. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.
  4. Игра с карандашами. Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. (В. Мирясова)
  5. Игра с массажными мячиками. Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись, Ты по ручкам прокатись, Ты по ножкам прокатись, И обратно возвратись.
  6. Чудо – прищепки. При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
  7. Разрывание на мелкие кусочки, обрывание листа бумаги.
  8. Собирание бусинок на нить.
  9. Выкладывание мозаики, «Волшебные спички» (Выкладывание по образцу).
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Перспективное планирование пальчиковых игр для подготовительной группы ДОУ 
Сентябрь
Пальчиковая игра
«Домик».
1,2,3,4,5
Вышли пальчики гулять.
1,2,3,4,5        
В домик спрятались опять.
Разжимать пальцы из кулака, начиная с большого.
Ритмично сжимать пальцы в кулак.
Сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.
«Замок»
На двери висит замок .
Кто его открыть бы смог?  
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И – открыли!
Руки в замке.Пальчики тянем, не разжимая.
Потянули.
Вращаем руки.
Стучим основанием ладоней.
Руки разжимаются.

«Котик»
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо. Выполнять действия по смыслу               
Массаж и самомассаж «Перчатки». Поглаживание ладоней и пальцев рук.
«Надеваем и снимаем перчатки».
 
Октябрь
Пальчиковая игра
 «Домик».
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз-
Это самый лучший груз. 
 
«Ягоды»
С ветки ягодки снимаю,
И в лукошко собираю. 
Будет полное лукошко,
Я попробую немножко.
Я поем ещё чуть-чуть, 
Лёгким будет к дому путь!
Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
«Сорока»
Сорока – белобока        
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,                                
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!        
Ты воды не носил,        
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! 
дети на ладошке «варят» кашу
поочередно загибают пальцы  с мизинца
показывают большой палец        
грозят указательным пальцем большому пальцу
разводят обе руки в стороны
Массаж и самомассаж
«Игра с карандашами».
Предложить покатать карандаши между ладоней или по столу (сначала одной рукой, потом другой и вместе обеими руками).
 
Ноябрь
Пальчиковая игра
«Капуста».
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
 Резкие движения кистями вверх-вниз.
Имитация движений на терке.
Движения пальцев, имитирующие посыпание солью.
Сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
 «Сливы»
Большой пальчик сливы трясёт.
Второй их собирает.
Третий их домой несёт.
Четвёртый высыпает.
Самый маленький – «шалун»
Всё, всё съедает.
Разгибаем большой палец.
Разгибаем указательный палец.
Разгибаем средний палец.
Разгибаем безымянный.
Разгибаем мизинец.
Массаж и самомассаж
«Игра с бумажными шариками».
Предложить сделать из бумаги шарики и покатать между ладонями или по столу.
 
Декабрь
Пальчиковая игра
 «Белка».
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с большого (затем пальцы левой руки, потом одновременно пальцы обеих рук).
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Массаж и самомассаж
«Игра с мячиками».
Предложить покатать мячики между ладонями и по столу.
Январь
Пальчиковая игра
«Пальчики».
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик- прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише пальчик – не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Дети по очереди загибают пальцы правой руки, начиная с мизинца. (Затем пальцы левой руки).Обращаются к большому пальчику. Разгибают все пальчики.
«Это я».
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
«Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Этот пальчик – хитроносик,
Этот котик – вытриносик,
Этот ежик – ворчунишка,
Этот  мишка – потоптышка,
Этот зайчик – побегайка,
С другой ручки начинай-ка.
Загибают поочередно пальчики правой и левой руки.
Массаж и самомассаж
«Игра с шишками».
Предложить поиграть с шишками, покатать между ладонями, подбрасывать и ловить их.
 
Февраль
Пальчиковая игра
«Ну-ка, братцы, за работу».
Ну-ка ,братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому- дрова рубить,
Печи все- тебе топить.
А тебе- воду носить,
А тебе- обед варить,
А малышке- песни петь!
Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.По очереди загибают пальцы правой руки, начиная с большого. (Затем пальцы левой руки).
«Пальцы в гости приходили»
Пальцы в гости приходили,
«Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, что страшный зверь.
Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно.
«На полянке дом стоит»
На поляне дом стоит
Путь к нему пока закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.
Сложить ладони домиком, так, чтобы
большие пальцы не соприкасались.
Большие пальцы опускаются и 
соприкасаясь друг с другом.
Пальцы по-прежнему под углом,
только широко расставлены.

Массаж и самомассаж
«Игра с орехами».
Предложить детям покатать орехи между ладонями, подбрасывать и ловить их.
 
Март
Пальчиковая игра
 «Дружная семья».
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик- я,
Вот и вся моя семья!
Загибать по очереди пальчики в кулак, начиная с большого. Сжимать и разжимать кулак.
«Повстречались».
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав».
Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
«Полетели птички»
Полетели птички,
Птички-невелички.
Сели птички. Посидели.
Опять полетели.
Пальцы переплетены, ладони сжаты.
Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха.
Массаж и самомассаж
«Игра с карандашами».
Предложить покатать карандаши между ладоней или по столу (сначала одной рукой, потом другой и вместе обеими руками).
 
Апрель
Пальчиковая игра
 «Про грибы».
1,2,3,4,5
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
А этот пальчик все съел
Оттого и потолстел.
Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак. По очереди сгибают пальцы, начиная с мизинца в кулак. (Правая рука, затем левая рука).
«Ноги ходят по дороге»
Большие ноги
Шли по дороге.
Топ- топ- топ..
Маленькие ножки
Побежали по дорожке
Топ- топ- топ.
Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст 
за взрослыми.
«Шарик». 
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Массаж и самомассаж
«Перчатки».
Поглаживание ладоней и пальцев рук.
«Надеваем и снимаем перчатки».
 
Май
Пальчиковая игра
 «Прятки».
В  прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так
И головки убирали.
Ритмичное сжимание и разжимание пальцев по очереди в кулак, начиная с мизинца (или с большого).
«Дождик, дождик»
Дождик, дождик,
Кап да кап, кап…
Мокрые дорожки.
Все ровно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
Дети повернули ладошку кверху и 
Указательным пальцем имитируют 
Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..»

«Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок                                                                                                                           Пальцы скачут по столу,
повторяя текст за взрослым:
 «чок-чок , чок-чок»

Массаж и самомассаж
«Игры с грецкими орехами».
Предложить покатать орехи на ладони, затем на тыльной стороне руки.[1]
 
Список использованной литературы
  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ  https://vk.com/club127722071
 
 
 
  1. [1] Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ  https://vk.com/club127722071

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»