Вагабова Фаида Казиевна
Физические упражнения и игры не только укрепляют здоровье и развивают организм ребенка, но и являются средством воспитания характера, влияют на всё поведение детей.
Во время игр и физических упражнений ребенок учится подчинять свои интересы интересам коллектива, совместными усилиями добиваться поставленной цели. Он становится общительным, дисциплинированным, правильно оценивает свои силы, чувствует себя частицей коллектива.
В дошкольном возрасте, а также в младшем школьном возрасте игры имеют особенно большое воспитательное значение. Дети играют совсем не так, как подростки. Их игры подражательны (имитационные). Играя, дети часто изображают события или действия, привлекающие их внимание. В частности, они любят изображать труд взрослых, играть в танкистов, летчиков, артиллеристов, космонавтов.
Для воспитания ребенка содержание, вкладываемое в игру, имеет огромное значение. Играя, ребенок глубоко переживает те действия, которые он выполняет.
Родители могут влиять на выбор содержания подражательных игр и тем самым поставить воспитание ребенка на верные рельсы.
Игра служит больше для удовлетворения потребности в движении, она является физическим упражнением и способом оценки своих сил в сравнении с силами товарищей.
Таким образом, в игре дети приучаются уважать правила, установленные коллективом.
Выработке характера ребенка, формированию правил его поведения способствуют и отдельные физические упражнения. Впервые скатываясь с горки на лыжах или санках, прыгая в воду, ребенок поначалу испытывает страх, но усилием воли подавляет его и выполняет упражнения. В дальнейшем он съезжает с более высоких гор, прыгает в воду с более крутого берега, и постепенно у него вырабатывается уверенность в себе, смелость и решительность. Человек, получивший с детских лет физическую закалку, будет настойчиво идти к намеченной цели, не растеряется при первых затруднениях, а приложит все усилия к тому, чтобы их преодолеть.
Большинство детей находится в статическом положении, сидя за компьютером. Это отражается на опорно – двигательном аппарате, функционировании многих систем организма, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении мышцы, поддерживающие правильную позу, устают, дыхание становится менее глубоким, и легкие недостаточно вентилируются; работа сердца изменяется, происходит застой крови в малом тазу и нижних конечностях. Работоспособность организма и особенно мозга постепенно падает: снижается внимание, увеличивается время мыслительных операций, ослабляется память, ухудшается координация движений. К отрицательным проявлениям гипокинезии в комплексе с другими факторами относится снижение сопротивляемости молодого организма простудным, инфекционным и другим заболеваниям. Следует также учесть неблагоприятное влияние на рост и развитие организма ребенка гиподинамии. Длительное значительное ограничение движений резко угнетает нервную систему, ухудшает развитие мышц. При гиподинамии снижается до предельного уровня обмен веществ, задерживается развитие внутренних органов, сердечно – сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, желез внутренней секреции и т. п. В целях преодоления неблагоприятного влияния гиподинамии необходимо способствовать широкому рациональному применению игр и физических упражнений в промежутках между выполнением заданий. Чем больше ребенок производит движений в течение дня, тем больше у него образуется новых условно - рефлекторных двигательных актов, ускоряющих овладение новыми движениями трудового и бытового плана. Пренебрежение утренней гигиенической гимнастикой, занятиями физической культуры, играми и прогулками на свежем воздухе, занятиями в спортивных секциях приводит к тому, что уже к середине учебной недели ребенок устает и это мешает ему полноценно усваивать новые знания. Некоторые родители не понимают этого и стремятся оградить ребенка от физкультуры, засадить его за пианино, изучение языков, рисование, не дают возможности отправиться ребенку на 1 – 2ч на спортивную площадку.
Сейчас уже нет нужды доказывать, что физическая культура, которая в нашей стране стала органической частью общей культуры и воспитания подрастающего поколения, необходима абсолютно каждому ребенку. Целенаправленная двигательная активность является залогом нормального физического развития, повышает сопротивляемость организма заболеваниям и работоспособность.
Пассивные дети вырастают в пассивных взрослых. Между тем регулярные физические упражнения улучшают состояние костно-мышечной системы, развивают выносливость, снижают риск серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы, помогают избежать диабета и рака толстой кишки. Физкультура также нормализует кровяное давление и повышает самооценку ребенка.
Американская кардиологическая ассоциация рекомендует специально заниматься физическими упражнениями или подвижными играми с детьми от года до трех лет как минимум 30 минут в день, а от трех лет до школы – 60 минут. Кроме того, всем детям следует от одного до нескольких часов в день посвящать свободной физической активности. Дошкольники не должны оставаться без движения больше часа (не считая времени сна, конечно), потом обязательно необходимо сделать перерыв и подвигаться.
Аэробные упражнения (бег, прыганье, игры с мячом) укрепляют сердечнососудистую систему ребенка. Упражнения на силу и гибкость (лазанье, растяжки) укрепляют кости и мышцы, а также улучшению координацию движений.
Предложите ребенку встать и поиграйте вместе с ним, выполняя следующие упражнения.
Упражнения для детей от 1 года до 3-х лет
1.Ходьба по "канату"
◦С помощью строительной ленты проведите на полу черту.
◦Вместе походите по этому "канату".
◦Старайтесь не наступать на пол. Пройдите по "канату" лицом вперед, спиной, а также боком
Результат: упражнение улучшает чувство равновесия, укрепляет мышцы ног
2.Растяжки
◦Поставьте ноги на ширине плеч. Предложите ребенку повторять движения за вами.
◦Присядьте на корточки.
◦Медленно вытянитесь во весь рост. Вытяните руки над головой.
◦Медленно опустите руки.
◦Снова опуститесь на корточки и повторите все сначала.
Результат: упражнение помогает вытянуть все мышцы тела
3.Голова, плечи, колени и пальцы ног
◦Встаньте лицом к ребенку.
◦Медленно называйте все части тела, перечисленные в названии упражнения, - так, чтобы ваш ребенок успевал прикоснуться к каждой из них.
◦Если ребенок все делает правильно, поменяйте порядок перечисления и ускорьте темп.
Результат: упражнение развивает гибкость. Также вы помогаете ребенку выучить названия частей тела и усвоить такие понятия, как верх, низ, лево, право.
Упражнения для дошкольников
1. Прыжки.
◦Возьмите ребенка за руки и попробуйте вместе подпрыгивать как можно выше.
◦Старайтесь вложить в прыжок как можно больше энергии, приземляйтесь со слегка согнутыми коленями.
◦Теперь попробуйте подпрыгивать, держа руки по швам.
◦Покрутитесь в прыжке, помогая себе ногами и руками.
Результат: упражнение укрепляет мышцы ног и улучшает циркуляцию крови.
2. Качалка.
◦Сядьте на пол и обхватите руками ноги под коленями. Пусть ребенок повторяет за вами.
◦Перекатитесь на спину, не разжимая рук.
◦Не перекатывайтесь на шею — это может вызвать неприятные ощущения и затруднит упражнение.
◦После нескольких повторений, вернувшись в первоначальную позу, попробуйте покачаться из стороны в сторону.
Результат: растягиваются мышцы спины и укрепляются мышцы брюшного пресса.
3. Зеркало.
◦Предложите ребенку быть вашим отражение в зеркале — пусть он точно повторяет ваши движения.
◦Делайте медленные движения. Будьте "отражением" по очереди.
◦Придумывайте движения, которые требуют гибкости и тренируют ребенка. Сгибайтесь в пояснице, поднимайте руки над головой, вставайте на цыпочки, приседайте, бегите на месте.
Результат: улучшается координация движений, так как ребенок должен повторять то, что видит. Это пригодится ему, когда он будет учиться писать. Упражнение развивает гибкость и укрепляет сердечнососудистую систему.