Развитие мелкой моторики рук детей
Чунчуева Ажар Альбаевна,
воспитатель ГБДОУ Детский сад № 108.
воспитатель ГБДОУ Детский сад № 108.
Ранний возраст - самое подходящее время для развития мелкой моторики рук.
В кисти руки – ладоней и пальцев, находится множество активных точек, стимулирующих работу мозга. Поэтому очень важно, чтобы движение рук, особенно мелкие движения пальцев, были разнообразны и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев и как можно чаще.
Мелкая моторика — это действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. А также это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Важно развивать мелкую моторику в повседневной жизни, таких как чистка зубов, использование посуды для еды, застегивание рубашки, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, резка ножницами и письмо.
2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься.
Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры. «Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда логопед и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине. «Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. «Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» — мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой. «Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна —- со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части
Цель: использование нетрадиционной техники развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Задачи:
Образовательные
Использовать разные виды детской деятельности.
Развивающие
Развивать воображение, фантазию, речь, память.
Создавать развивающую предметно-пространственную среду;
Воспитательные
Воспитывать умение работать в коллективе;
Коррекционные
Формировать волевые навыки.
Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
В кисти руки – ладоней и пальцев, находится множество активных точек, стимулирующих работу мозга. Поэтому очень важно, чтобы движение рук, особенно мелкие движения пальцев, были разнообразны и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев и как можно чаще.
Мелкая моторика — это действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. А также это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Важно развивать мелкую моторику в повседневной жизни, таких как чистка зубов, использование посуды для еды, застегивание рубашки, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, резка ножницами и письмо.
2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься.
Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры. «Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда логопед и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине. «Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. «Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» — мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой. «Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна —- со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части
Цель: использование нетрадиционной техники развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Задачи:
Образовательные
Использовать разные виды детской деятельности.
Развивающие
Развивать воображение, фантазию, речь, память.
Создавать развивающую предметно-пространственную среду;
Воспитательные
Воспитывать умение работать в коллективе;
Коррекционные
Формировать волевые навыки.
Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
- пальчиковые игры;
- игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
- игры с шнуровкой.
Продуктивная деятельность
- лепка, аппликация, рисование;
Познавательно-исследовательская
- конструирование;
- конструирование из природного материала;
- собирание конструкторов и мозаик.
Театральная деятельность
- показ разных видов театра.
"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
При помощи пальчиковых игр можно не только тренировать пальчики и кисть руки, ведь в игре сочетается много полезных видов деятельности: малыш учит стихи, поет, развивает слух и чувство ритма, общается с мамой, что тоже очень важно.
Самым простым является различные фигурки пальцами.
«Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
«Бочка». Неплотно сжать руку в кулачок.
«Крыша, башня, дом». Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней.
«Зайчик». Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони. Шевелить «ушками».
Игры-шнуровки – это множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия. Это позволяет развивать мелкие мышцы пальцев не только за счет продевание шнурка в отверстия, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами.
У малыша мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков. Ребенок предпринимает определенные действия, чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.
Правила для родителей:
1.Включайтесь в игру сами! Это лучший совет, который поможет родителям заинтересовать малышей игрой.
2. Не требуйте, а предлагайте. Иногда должно пройти какое-то время, прежде чем малыш сможет переключиться на игру.
3. Помогайте малышу во время занятий. Во время занятий ребенок будет много раз ошибаться. Предлагайте малышу только те задания, с которыми ему легко справиться.
4. Сделайте игру частью распорядка дня, такой же, как прогулка или сон. И результат обязательно появится.
Заключение
На основе использования игр, заданий, упражнений у детей раннего возраста развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас
Список литературы:
О.Н. Теплякова «Развитие интеллекта ребенка» Издательство АСТ Москва
Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с. пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой.
Большакова С.В. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». - Издательство: Сфера, 2010
Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб; 2007
При помощи пальчиковых игр можно не только тренировать пальчики и кисть руки, ведь в игре сочетается много полезных видов деятельности: малыш учит стихи, поет, развивает слух и чувство ритма, общается с мамой, что тоже очень важно.
Самым простым является различные фигурки пальцами.
«Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
«Бочка». Неплотно сжать руку в кулачок.
«Крыша, башня, дом». Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней.
«Зайчик». Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони. Шевелить «ушками».
Игры-шнуровки – это множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия. Это позволяет развивать мелкие мышцы пальцев не только за счет продевание шнурка в отверстия, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами.
У малыша мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков. Ребенок предпринимает определенные действия, чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.
Правила для родителей:
1.Включайтесь в игру сами! Это лучший совет, который поможет родителям заинтересовать малышей игрой.
2. Не требуйте, а предлагайте. Иногда должно пройти какое-то время, прежде чем малыш сможет переключиться на игру.
3. Помогайте малышу во время занятий. Во время занятий ребенок будет много раз ошибаться. Предлагайте малышу только те задания, с которыми ему легко справиться.
4. Сделайте игру частью распорядка дня, такой же, как прогулка или сон. И результат обязательно появится.
Заключение
На основе использования игр, заданий, упражнений у детей раннего возраста развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас
Список литературы:
О.Н. Теплякова «Развитие интеллекта ребенка» Издательство АСТ Москва
Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с. пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой.
Большакова С.В. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». - Издательство: Сфера, 2010
Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб; 2007