Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Помощь детям с РАС в преодолении
проблемного поведения на слово «нельзя»

Курицына Ирина Леонидовна,
воспитатель 
К чему ведет проблематичное  поведение: затрудняет общение с ребенком и интеграцию в нормальную среду, подвергает риску самого ребенка и его  окружающих, затрудняет процесс обучения.
Очень часто мы сталкиваемся  с ситуацией, когда проблемное поведение ребенок демонстрирует,  как только ему говорят «нельзя».  В таком случае можем эту стратегию применить. 
Прежде всего нам необходимо приготовить предметы в наборах по  три штуки. Все эти предметы, наборы 3 штуки должны быть абсолютно одинаковыми. Мы это можем  делать в детском саду, мамы, папы,  законные представители дома. Собираем различные предметы по  три. От немотивационных до мотивационных, то есть от предметов  не вызывающих интерес данного  ребенка, до тех предметов, которые завораживают и удерживают  внимание ребенка максимально долгое время. 
Начинаем, конечно же, с немотивационных. У нас есть, например,  три контейнера или три списка, как  нам это удобнее будет делать. Первый контейнер это немотивационные предметы или первый список  с немотивационными предметами,  следующий список со среднемотивационными предметами, которые  ребенок иногда берет и манипулирует, какой-то короткий промежуток  времени и третий список, где самые мотивационные предметы. Начинаем с немотивационных предметов. Например, в детском саду  предлагаю ребенку, когда развешиваю полотенца, выбор из трех.  Вот они три абсолютно одинаковые полотенца, говорю: «Выбирай  какое», ребенок протягивает руку к какому-то полотенцу, я говорю:  «Это нельзя» и убираю за спину например, так чтобы ребенок не видел и остаются перед глазами другие два. Говорю: «Выбирай какое»,  ребенок выбирает, опять говорю: «Это нельзя» и убираю. Остается одно, говорю: «Выбирай какое» и собственно ребенок выбирает. Они все должны быть одинаковые.  Или беру три одинаковых карандаша и говорю: «Выбирай какой».  Ребенок выбирает, говорю: «Это  нельзя» и убираю. Выбирает другой, говорю: «Это нельзя» и то, что  остается, то можно. Вот эти предметы, которые мы предлагаем на  первом этапе, они немотивационные, ребенку в принципе должно  быть все равно каким карандашом или каким полотенцем пользоваться. 
Помним, конечно, что все они  у меня промаркированные и я ребенку повешу то, которое необходимо, но для того, чтобы потренировать навык могу брать три  полотенчика, три платочка, три ложки, вот то, что могу обеспечить.  Три одинаковых кубика, три одинаковых блока из конструктора, три  одинаковые книжки, игрушки, которые у нас есть и которые немотивационные для ребенка и буду  часто — часто предлагать вот этот выбор из трех и говорить нельзя. 
Таким образом слово нельзя становится не таким страшным словом  и нельзя это не значит, что нельзя  ничего на свете. Вот это нельзя, но остается всегда выбор что можно. Тогда, когда предложила ребенку  все предметы, которые были немотивационные и он не демонстрировал проблемного поведения перехожу к следующему контейнеру или  списку. Беру среднемотивационные  предметы и проверяю на них. Предлагаю на выбор, когда здесь тоже  ребенок не демонстрирует проблемное поведение, только тогда я перехожу на мотивационные предметы  и предлагаю выбор из трех, среди мотивационных предметов.
Цель этой стратегии — помочь  ребенку справиться с этой негативной реакцией на «нельзя» и понимать, что нельзя это не все на свете  нельзя, всегда остается что-то, что можно. 
Использованная литература: 
1. Мелешкевич, О. Ю. Эрц. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития.— Самара: издательский Дом «Бахрах — М», 2017. 
2. Морозова С.С.. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложнённых формах/ пособие для учителя дефектолога — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»