Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование метода В.В. Емельянова как основы
здоровьесберегающей технологии в процессе
обучения дошкольников вокально-хоровым навыкам

Тепляшина Наталья Михайловна 
Пение было и остаётся одной из самых широких и общедоступных форм художественной деятельности людей, являясь мощным средством воспитания детей и молодёжи, способствует росту музыкальной и общей культуры подрастающего поколения.
Многочисленные исследования педагогов-музыкантов (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Е.Я.Гембицкая, Н.Л.Гродзенская, В.В.Емельянов Е.М.Малинина, Д.Е.Огороднов,  Г.П.Стулова и другие) указывают на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Формированию певческих навыков посвящены работы С. Н. Гладкой, А. Луканина, В. В. Каменского, А. Г. Менабени; специальные вопросы развития детского голоса рассматриваются в работах Н. Д. Орловой; изучению физических характеристик голосов детей посвящены работы Е. А. Рудакова и В. П. Морозова.
Проблема физиологической незрелости детского голоса, неравномерности развития и методов работы с ним, остается открытой, несмотря на то, что этой проблемой занимались вокальные педагоги разных времен. Ещё в 1940 году Метлов Н.А. разработал методику обучения дошкольников пению, в которой охрана детского голоса была основополагающим принципом [Метлов Н. А. Музыка детям. – М., 1985].
Согласно ФГОС, приоритетной задачей современного дошкольного образования является задача сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. В последнее время все чаще стали появляться публикации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательных учреждений. Многие специалисты обосновывают необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольных и общеобразовательных учреждений (С. Л. Гончарова, В. В. Колбанов,  А. М. Сивцова, Л. Г. Татарникова, И. В. Чупаха и др.). [ Сивцова А. М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного - младшего школьного возраста. Автореферат дисс…канд.пед.наук. Спб, 2008, - 24с.; Гончарова С. Л. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности. Автореферат дисс. Канд. Пед. наук М., 2012 – 26с.]
Таким образом, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» в современном дошкольном образовании
Здоровьесберегающие технологии являются важной частью общей системы современных педагогических технологий. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как, совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога [Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с].
В.И. Ковалько рассматривает здоровьесберегающие технологии, как педагогическую деятельность, иначе строящую отношения между образованием и воспитанием, перемещающую воспитание в плоскость человекоформирующего и жизнеобеспечивающего процесса, предполагающего сохранение и приумножение здоровья ребёнка [Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007, С.123]
По О.В. Петрову, здоровьесберегающая образовательная технология - это система, реализующая оптимально необходимые условия для поддержания и развития различных видов здоровья всех субъектов образования. Петров выделяет следующие структурные компоненты данных технологий:
  • использование диагностических данных о состоянии здоровья детей в процессе реализации образовательной технологии, ее корректировка в соответствии с новыми фактами;
  • разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям психических и физиологических процессов детей определенного возраста;
  • поддержание комфортной эмоционально-психологической атмосферы во время реализации технологии;
  • применение многообразных видов и форм здоровьесберегающей деятельности детей, ориентированных на сбережение и повышение ресурсов здоровья, трудоспособности [ Петров О. В.   Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры. Дисс. .канд. пед.наук. Ростов -на-Дону, 2005 – 179с., с.84]
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
технологии профилактики заболеваний,
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
коррекция возникающих функциональных отклонений,
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
реабилитация соматического состояния здоровья,
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по валеологии;
спортивны праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, можно считать невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Смирнов Н. К. отмечает, что определение «здоровьесберегающая» может относиться и к качественной характеристике некоторой образовательной технологии, демонстрирующей, насколько при ее реализации выполняется задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей, педагогов, родителей. [ Смирнов… с. 15]. Рассмотрим процесс обучения дошкольников вокально-хоровым навыкам с этой точки зрения:
  1. Пение является музыкально – физиологическим процессом, в котором участвуют практически все органы и системы организма. Одни из них участвуют активно: легкие, диафрагма, мышцы. Другие опосредованно вовлечены в процесс пения: кардиосистема, нервная, эндокринная, костная, мышечная системы, обмен веществ. По данным исследований, во время пения только 15-20 процентов акустических вибраций уходит в окружающее пространство, остальные воздействуют на внутренние органы и системы. Звуковая вибрация передается практически всем тканям человека, усиливая в них кровоток и газообмен.
  2. Пение – это долгий, «длинный» выдох при коротком активном вдохе. Такое чередование – быстрый вдох и медленный выдох – приводит к увеличению количества углекислого газа по отношению к количеству кислорода в крови. Возникает эффект гипоксии, в ответ на который организм активизирует реакции адаптации, то есть попросту тренируется. А такие тренировки ведут, в первую очередь, к повышению сопротивляемости организма к различным стрессовым и болезнетворным факторам [Еремина, Шушарджан, Емельянов – ссылки].
  3. Правильно организованное обучение пению предусматривает охрану детского голоса.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что любую технологию, применяемую  в процессе обучения дошкольников вокально-хоровым навыкам (при условии реализации в ней задачи сохранения здоровья детей), можно отнести к здоровьесберегающей. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»