Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Повышение познавательной активности дошкольников
к математическому развитию на основе использования
методического комплекта «Дары Фребеля» 

Лапанова Ирина Артуровна
 
Самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны.
Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда
не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься,
охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…
 Альберт Эйнштейн
 
 Пояснительная записка 
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию образовательных программ в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Развивающая образовательная среда должна обеспечивать условия для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально- личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому
Детский сад – первое звено в системе образования. В условиях современных преобразований воспитание и обучение в ДОУ направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Игровая деятельность является для детей ведущей.
Познавательное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В связи с этим проблема математического развития  становится особо актуальной на современном этапе.
В настоящее время  в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы социально-коммуникативной деятельности  и познавательной деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Научный поиск эффективных средств познавательного развития дошкольников через применение даров Фребеля представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Большой вклад Ф. Фребеля отмечали русские педагоги К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеева и другие, сумевшие по достоинству оценить его искания, а также предупреждавшие практиков от слепого копирования всего, что он предложил. Девизом русских педагогов в плане использования зарубежных систем стало положение, выдвинутое К.Д. Ушинским, о том, что необходимо использовать не сам опыт, а мысль, выведенную из опыта. Из зарубежных систем можно и нужно брать интересные эффективные средства, методы, но никогда не заимствовать то, что задевает национальные особенности, то неизменное, что называется народностью.
1.Теоретические обоснования, актуальность темы:
Дошкольный возраст в настоящее время рассматривается как самоценный период в жизни человека, особо важный для  дальнейшего развития личности.  Он имеет много своих особенностей и,  не понимая возрастных закономерностей ребёнка – дошкольника,  можно превысить или занизить уровень их возможностей,  что одинаково вредно для  их развития. 
Психологи считают, что в дошкольном  возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо в последующие годы.
В связи с этим задача дошкольного образования заключается не в максимальном ускорении развития ребёнка, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия  для наиболее  полного раскрытия и реализации его неповторимого возрастного потенциала.
В наиболее близких и естественных для ребёнка видах деятельности - игре, общении, экспериментировании, предметной и изобразительной, речевой и математической  деятельности – происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.
Познавательное развитие детей по праву занимает особое место в содержательном разделе программы дошкольного образования. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает память, внимание, сообразительность. В связи с этим, задача математического развития имеет в дошкольном учреждении чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.
Актуальность темы обусловлена следующим рядом причин:
  •  обилием информации, получаемой ребенком,
  •  широким использованием  компьютеризации,
  •  желанием сделать процесс обучения более интересным,
  •  стремлением родителей  как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. 
 Актуальность выбранной темы объясняется также особым  значением сформированности умственных способностей детей дошкольного возраста в контексте  с другими видами детской  деятельности, использовании новых инновационных технологий, благодаря которым дошкольники  быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок стремится к знаниям, а само их освоение происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Еще И.М. Сеченов писал о прирожденном и крайне ценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.  
В основе опыта лежат идеи педагогов-психологов Л. И. Божович, М. П. Денисовой, М. И. Лисиной, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Щеловановой, которые внесли значительный вклад в раскрытие проблемы познавательного развития. Они считают, что она способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
Основоположники системы математического образования дошкольников  Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собою они сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим.
    Известный отечественный психолог Л.Г. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются  и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» . Нельзя не согласиться с мнением Выготского Л.Г.
 Поэтому единственно правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Успешное овладение математических понятий находится в прямой зависимости от развития  восприятия,  т.е. сенсорного развития детей.
В своих педагогических воззрениях Ф. Фребель исходил из теории всеобщности жизни и бытия: «во всем царит вечный закон». Воспитание и обучение предлагал организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.
 Основная педагогическая система — теория игры. По Фребелю, детская игра — «зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения — достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.
Ф. Фребель  считал игру одним из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Кроме того, игры способствуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.
Особенно подробно Ф. Фребель развивал мысль о важности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в природе, поэтому любой человек легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.
Особая роль в понимании жизни, ее развитии и организации отводится понятию «единства в многообразии». Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превратить его в возможно совершенное многообразие.
То, что мы хотим развить в ребенке, должно уже быть в его натуре. Для создания совершенного единства необходимо, чтобы все свойственные человеку многообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, оставаясь в гармоничном отношении друг к другу. Переходя постепенно от инстинкта к чувству и далее к сознанию и воле, ребенок должен получать на каждой ступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработать и что может послужить ему подготовкой к следующей ступени.
Ф. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.
В детском саду, как писал Ф. Фребель, «детей необходимо активно вовлекать в коллективную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние проявления чувств, знакомить с людьми и природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить к школе, помогая развиваться, словно растениям в саду», определил и главный принцип воспитания в детском саду: не мешать ребенку, а помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.
Ф. Фребель одним из первых воспитателей своего времени понял, что именно в играх дети наиболее полно реализуются. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек, которые малыши получали в подарок, например кубики или мячи. Дети играли или слушали истории, которые рассказывали воспитатели.
Педагог начал пропагандировать складывание из бумаги для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он советовал им постоянно заниматься так называемым оригами с тем, чтобы сначала «ощущать» основы геометрии пальцами, а уже затем понимать. Ф. Фребель также известен как автор головоломки, состоящей из классических наборов блоков, которые должны складываться в кубическую коробку. Этот деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединять части в целое — и все это исключительно в игровой форме.
        При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности, формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Цель: повышение уровня познавательной активности дошкольников к математическому развитию посредством использования методического комплекта  «Дары Фребеля».
Задачи:
1.выявить уровень познавательной активности дошкольников  к математическим знаниям  посредством игр;
2.разработать систему работы по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с методическим комплектом «Дары  Фребеля»;
3. апробировать педагогическую технологию в работе с дошкольниками;
4. отследить эффективность работы по математическому развитию
5. создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей
 
Принципы:
В основу образовательной работы  были положены принципы педагогики Ф. Фребеля:
  • Признание уникальности каждого ребенка;
  • Целостный взгляд на развитие каждого ребенка;
  • Выявление индивидуальных особенностей каждого  ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
  • Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование и природе ребенка, его  внутренним законам;
  • Признание целостности детства в своих проявлениях;
  • Признание ребенка как части семьи и общества;
  • Создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.
Направления работы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
 Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
 Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

2. Дары Фребеля - Новый подход
         Ф. Фребель стремился построить свою теорию на прочной методологической основе, сделать ее научно обоснованной. Именно в этом он видел залог того, что каждый педагог, родитель, уяснив основную цель воспитания и образования, сможет подобрать наиболее эффективные методы руководства развитием детей.
Первым высшим требованием Ф. Фребель определяет необходимость рассматривать воспитание и образование в нерушимом единстве с жизнью и природой, следование природе ребенка, его внутренним законам. То, что проявляется во всей жизни, во всей природе, во всем человечестве, согласно закону единства в многообразии, обязательно проявляется в каждой маленькой частице, т. е. и в ребенке – в виде зародышей способностей – выявление их, приспособление их для познания окружающего мира составляет сущность второго положения.
Третье положение определяет движущие силы развития: внутренние причины, способствующие внутреннему развитию, а также внешние побуждения от человека или вещей, от которых зависит проявление внутреннего во вне.
«Только совместным действием равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнений, связи их в жизни и посредством жизни ребенок делается человеком в истинном смысле слова» – это и есть четвертое требование педагогики, по мнению Ф. Фребеля.
Таким образом, ставя задачей формирование цельной личности, педагог подошел к обоснованию важного принципа – учета и сочетания различных сторон человека, а также использования совокупности различных факторов воздействия на него в воспитательно-образовательном процессе.

2.1 Методы и формы организации работы
Работа по данному направлению началась с подбора и изучения методической, психолого-педагогической литературы, которая позволила сформировать представления о развитии познавательной активности  детей дошкольного возраста. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы и требует особых условий для своего формирования.
Практика работы подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением инновационных технологий обучения, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усваивать многое из того, чему раньше они начинали учить только в школе.
Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.
Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости деления их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Были также подобраны разнообразные инновационные технологии, направленные на выявление активности ребенка в ситуации свободного экспериментиро­вания, стили взаимодействия детей в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
Это развивающие игры В.Воскобовича, головоломки:  «Тангран», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Калумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пантамимо», блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, материалы М. Монтессори и знакомство с  новой технологией  «Дары Фребеля».
 
Образовательная деятельность по повышению познавательной активности к математическому развитию осуществлялась поэтапно посредством использования 6 основных даров Ф. Фребеля. А всего их 14.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками проводим в следующих формах:
  • непрерывная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг);
  • демонстрационные опыты;
  • театрализация с математическим содержанием;
  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • беседы;
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде
Структура методических рекомендаций:
• введение, в котором отражены основные цели и задачи психолого- педагогической работы по освоению образовательной области согласно требованиями ФГОС ДО;
• содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области;
• идеи Фридриха Фребеля;
• особенности работы с карточками
• методические рекомендации по работе с каждой карточкой;
• список рекомендуемой литературы;
• приложения.
Содержание карточек
• название игры или игрового упражнения;
• содержание работы;
 • возможное стихотворно-песенное сопровождение;
• используемые модули набора «Дары Фрёбеля»;
• количество участников;
• интеграция с образовательными областями;
• описание хода игры;
 • иллюстрация в виде схемы, рисунка или фотографии;
• возможные модификации игры
 Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Заимствованная у Песталоцци идея "даров" окутана Фребелем мистической символикой: через "дары" ребёнок якобы подводится к пониманию единства и многообразия мира, к его основе - божественному началу. Мяч - первая игрушка - выражает покой и движение, способствует познанию ребёнком единства всего существующего. Куб - символ единства и многообразия. Последовательность занятий с "дарами" знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, делённый на части).
2.2. Первый дар Фребеля
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Знакомство с мячиками рекомендуется уже с 2-х месяцев. Для знакомства с первым мячиком рекомендуется выбрать голубой, так как он меньше всего напрягает зрение. Мячик вешается у колыбели двухмесячного малыша. С точки зрения Фрёбеля форма шара имеет сакральное значение для первого знакомства, ведь именно такую форму имеют все огромные небесные тела и даже зарождение жизни происходит из ячеек округлой формы. В 2-3 месяца ребенок учится хватать, толкать и раскачивать мячик. Когда ребенок научится хватать один мячик, необходимо добавить еще 1-2 мячика других цветов. С красным мячиком Фрёбель рекомендует знакомить в последнюю очередь, так как этот цвет чересчур яркий.
 В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.
 
2.3. Второй дар Фребеля
Со вторым даром рекомендуется знакомить малыша примерно в 3-4 года. Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
 Занятие по Фрёбелю со вторым даром
 - Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.
- Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.
- Выявление, фактов:
 1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра.
2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
 - Знакомство с шаром. Раскладываем фигуры второго дара перед ребенком. Также под рукой держим первый дар. Затем обращаем внимание, что мячики первого дара все одинаковой формы: круглые. Акцентируем внимание, на том, что мячики из-за их формы можно катать. На этом моменте просим ребенка выбрать фигуру из второго набора, которая похожа на мячик. Ребенок выбирает шар. Объясняете, что мячики тоже имеют форму шара и что все шары умеют кататься, при этом катаете шар и мячики совместно с ребенком.
-Демонстрируем, как ведут себя эти объекты при броске:
Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий. Тут же можно объяснить, что если такой шар упадет много раз, он может даже расколоться. Затем предлагаем сравнить мячик и шар на ощупь. Объясняете, что мячик мягкий, а шар твердый. Рассказываете, что мячики сделаны из мягких ниток или лоскутков поэтому мягкие, а шар из дерева поэтому твердый. После такой беседы предлагаем ребенку найти шарообразные предметы в интерьере. Тут обращаем внимание на шарообразные лампочки, фрукты, части тела и др.
Главная задача таких занятий, подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов.
 -Знакомство с цилиндром. Просим покатать фигуры из второго набора. Экспериментальным путем ребенок должен понять, что куб не может катиться. Затем спрашиваем, какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар. Конечно же, ребенок выделит цилиндр. Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения кататься: цвет, материал. Затем обращаем внимание на части цилиндра, опять же с помощью сравнения. Говорим, что шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга. Затем предлагаем найти предметы похожие на цилиндр (стакан, банка, и т.п.). Сворачиваем цилиндр из листа бумаги.
-Знакомство с кубом. Обращаем внимание, что у куба нет круглых сторон, что он весь плоский. Вместе с ребенком конструируем куб из листов бумаги. При этом обращаем внимание на количество сторон и то, что все стороны одинаковой длинны. Сравниваем разницу сторон предметов интерьера, имеющих форму параллелепипеда (шкафы, коробки и т.п.).
Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.
 
2.4 Третий дар Фрёбеля
Это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Третьим даром Фрёбеля являются 8 простых деревянных кубиков.
Фрёбель предлагает три основных типа занятий:
1. Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.
 2. Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3. Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.
 При занятиях с формами следует соблюдать правила:
-   Готовые фигуры не разрушаются.
-  Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.
 
2.5 Четвертый дар Фрёбеля
Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.
Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.
 Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.

2.6. Пятый и шестой дар Фрёбеля
Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.
Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.
При строительстве соблюдаем те же правила, что и для даров 3-4: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух. При регулярных занятиях конструированием ребенок к 6-ти годам может из кубиков построить практически любые объекты, которые знает, как выглядят. Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.
Помимо этих 6 даров, Фребель предлагал другие разнообразные игры, в частности- дополнительные материалы Фрёбеля. Знакомство с плоскостями (не ранее 5 лет) – дары седьмой и восьмой. Модуль 7 «Цветные фигуры», Модуль 8 «Палочки», Модуль 9 «Кольца и полукольца», Модуль 10 «Фишки», Модуль 11 «Цветные тела», Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка», Модуль 13 «Башенки», Модуль 14 «Арки и цифры». Следующим занятием с плоскими формами является выкладывание узоров из цветной мозаики, состоящей из геометрических фигур. Одной из основных задач игры с мозаикой является изучение сочетаемости цветов и составление цветных узоров. Например, выкладывание рисунков из лучинок по методике Фребеля, рекомендуется с 4 лет. Лучины представляют собой деревянные гладкие палочки длинной 35 см. Первые занятия с лучинами должны быть полностью творческими — ребенок должен из них выкладывать рисунки знакомых предметов. Только когда ребенок научится самостоятельно создавать простейшие рисунки, можно предложить различные схемы для выкладывания сложных рисунков и узоров. Гораздо сложней выкладывать рисунки из спичек. Одно занятие в среднем должно занимать 20-25 минут самостоятельно работы. 

Список литературы
1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.  - М.: Просвещение,  1989 .
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию/ П.Я. Гальперин.  -  М.: Просвещение, 1976.
3.Дошкольное воспитание. -  1981. - № 3. -  с. 55-56.
4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников/. - М.:   Просвещение, 1992
5.3вонкин А.К. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила/ А.К. Звонкин - М.: МЦНМО, 1985. -  с. 41-44.
6. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»/М.В.Корепанова, Е.В. Харлампова. -  М.: Изд.-во  Дом РАО, Баласс,  2005.
7. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах / В.И. Логинова. - Л.: 1964.
8. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду/ В.И. Логинова. - Л.: 1990. -  с.24-37.
9. Метлина Л.С. Математика в детском саду /Л.С.Метлина. - М.: Просвещение, 1984. -  с. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
10.  Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников./Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - С-Пб.: Изд-во Детство-Пресс ,1997.
11.  Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в детском саду/Е.Н. Панова. - Воронеж: Изд-во ТЦ "Учитель",2007
12. Стасова Л.П. Развивающие  математические игры-занятия  детском саду /Л.П. Стасова. - Воронеж: Изд-во ТЦ "Учитель",2008.
13. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников/  Т.В.Тарунтаева.  - М.: Просвещение, 1980.  - с.37-40
14. Усова А.С. Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред.  А.В. Запорожца -  М.: Просвещение, 1966. -  с. 216-220.
15. http://studopedia.ru/3_71866_idei-pedagogiki-ffrebelya.html
16. http://gruzdoff.ru/wiki/Фрёбель,_Фридрих

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»