Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственное воспитание
дошкольников средствами музыки

Крицкая Людмила Александровна,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 83

Красносельского района Санкт-Петербурга
Я работаю в детском саду музыкальным руководителем много лет. За эти годы сменилось немало детей. Наблюдая за ними, понимаю, как меняется их отношение к жизни. Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является стирание понятия морали и нравственности в обществе.
Меняются времена, эпохи, люди. Вечной остаётся музыка. С её помощью можно воспитывать душу. Ведь человек всегда стремился к добру, любви, красоте.
Очень важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям, к себе и своей семье. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания. Музыка играет важную роль в этой системе с древних времён.
Ещё Аристотель говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи»
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни. Музыка не должна оставлять человека равнодушным. Ее главное назначение – пробуждать душевные силы, развивать воображение, облагораживать человека.  Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей.
Понимая смысл музыкальных звуков, дошкольники учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему.
Дмитрий Шостакович говорил: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках
       Каким же образом «влюбить» детей в музыку?
Самое главное, построить отношение с детьми так, чтобы они тебе доверяли. И тогда, всё, что они услышат, будут легко воспринимать и запоминать.    Задача музыкального руководителя  развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Музыкальные занятия должны быть разнообразными, чтобы дети с удовольствием приходили в музыкальный зал. Как приятно слышать от детей: «Нам сегодня очень понравилось занятие! Мы к вам ещё придём!»
 Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, так как дети на занятии учатся общаться друг с другом, получают ту или иную информацию.
Очень важным разделом является слушание музыкальных произведений. Для более успешного духовно-нравственного
 развития предпочтение отдаётся классической и народной музыке. При подборе произведений не следует забывать, что репертуар должен быть понятным и доступным.
 Дети знакомятся с композиторами и их произведениями. Музыкальный руководитель привлекает детей к беседе.  Обязательно произведения необходимо иллюстрировать. Таким образом у детей развивается воображение.
По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на музыку. Произведения подбираются на контрасте, чтобы ребёнок ощутил разницу между грустью и радостью, злом и добром.
Важное значение для ребёнка имеет песенное творчество. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению. Нравственное воспитание дошкольника – это воспитание любви и уважения к маме. Все дети любят своих мам. Поэтому, песни о маме, так устойчиво вошли в детский репертуар. Особое значение в рамках нравственного воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми.   Огромный эмоциональный отклик остаётся в душе старших дошкольников.
Мир поэтических образов,  тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро
Немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников имеют проводимые праздники и развлечения.  Участвуя в праздниках, у детей закрепляется  понятие культуры поведения и общения. Роль музыки на праздниках очень важна. Правильно подобранная музыка создаёт радостные эмоции, праздничную атмосферу, что также является немаловажным моментом в духовно-нравственном воспитании детей.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проходить во взаимодействии всего педагогического коллектива во всех формах деятельности дошкольников.
На музыкального руководителя возложена задача: зародить в детской душе любовь к музыке, к родной природе, к Родине и семье, к истории и культуре страны.
"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего,     воспитание человека." В. Сухомлинский

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»