Духовно-нравственное воспитание
дошкольников средствами музыки
Крицкая Людмила Александровна,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 83
Красносельского района Санкт-Петербурга
Я работаю в детском саду музыкальным руководителем много лет. За эти годы сменилось немало детей. Наблюдая за ними, понимаю, как меняется их отношение к жизни. Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является стирание понятия морали и нравственности в обществе.музыкальный руководитель ГБДОУ № 83
Красносельского района Санкт-Петербурга
Меняются времена, эпохи, люди. Вечной остаётся музыка. С её помощью можно воспитывать душу. Ведь человек всегда стремился к добру, любви, красоте.
Очень важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям, к себе и своей семье. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания. Музыка играет важную роль в этой системе с древних времён.
Ещё Аристотель говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи»
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни. Музыка не должна оставлять человека равнодушным. Ее главное назначение – пробуждать душевные силы, развивать воображение, облагораживать человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей.
Понимая смысл музыкальных звуков, дошкольники учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему.
Дмитрий Шостакович говорил: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.»
Каким же образом «влюбить» детей в музыку?
Самое главное, построить отношение с детьми так, чтобы они тебе доверяли. И тогда, всё, что они услышат, будут легко воспринимать и запоминать. Задача музыкального руководителя развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Музыкальные занятия должны быть разнообразными, чтобы дети с удовольствием приходили в музыкальный зал. Как приятно слышать от детей: «Нам сегодня очень понравилось занятие! Мы к вам ещё придём!»
Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, так как дети на занятии учатся общаться друг с другом, получают ту или иную информацию.
Очень важным разделом является слушание музыкальных произведений. Для более успешного духовно-нравственного
развития предпочтение отдаётся классической и народной музыке. При подборе произведений не следует забывать, что репертуар должен быть понятным и доступным.
Дети знакомятся с композиторами и их произведениями. Музыкальный руководитель привлекает детей к беседе. Обязательно произведения необходимо иллюстрировать. Таким образом у детей развивается воображение.
По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на музыку. Произведения подбираются на контрасте, чтобы ребёнок ощутил разницу между грустью и радостью, злом и добром.
Важное значение для ребёнка имеет песенное творчество. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению. Нравственное воспитание дошкольника – это воспитание любви и уважения к маме. Все дети любят своих мам. Поэтому, песни о маме, так устойчиво вошли в детский репертуар. Особое значение в рамках нравственного воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Огромный эмоциональный отклик остаётся в душе старших дошкольников.
Мир поэтических образов, тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро
Немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников имеют проводимые праздники и развлечения. Участвуя в праздниках, у детей закрепляется понятие культуры поведения и общения. Роль музыки на праздниках очень важна. Правильно подобранная музыка создаёт радостные эмоции, праздничную атмосферу, что также является немаловажным моментом в духовно-нравственном воспитании детей.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проходить во взаимодействии всего педагогического коллектива во всех формах деятельности дошкольников.
На музыкального руководителя возложена задача: зародить в детской душе любовь к музыке, к родной природе, к Родине и семье, к истории и культуре страны.
"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека." В. Сухомлинский