Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социально-правовое воспитание как основа
развития инициативы и самостоятельности
старших дошкольников

Кочнёва Елена Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ № 68
Приморского района Санкт-Петербурга 
 
Изложен опыт работы по социально-правовому воспитанию старших дошкольников в рамках проекта «Ваши права, дети».
Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, права, обязанности, нормы и правила поведения, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав человека.
Сегодня к дошкольному образованию предъявляется требование овладеть новой философией, в основе которой лежит признание самоценности  личности ребенка. Взрослые часто даже не отдают себе отчета в том, что поступают противозаконно. Ребенок, испытывая на себе негативное отношение взрослых, как должное принимает нарушение своих прав, не протестует, не возмущается.
Взрастить правовую осведомленность возможно лишь в том случае, если обеспечить правовую грамотность взрослых и научить ребенка осознавать свои права и обязанности.
Для решения этих задач в нашей группе детского сада создан и реализован проект по социально-правовому воспитанию старших дошкольников «Ваши права, дети», главной целью которого является приобщение детей к основам правовой культуры.
Задачи проекта: познакомить детей с их правами; сформировать у них этические представления, развивать у них коммуникативные навыки, воспитать в детях уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим, расширить знания родителей о своих правах и правах детей.
Проект состоял из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
Формы и методы реализации проекта были подобраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Подготовительный этап включал в себя постановку проблемы через чтение и драматизацию сказки «Заюшкина избушка». В ходе беседы с детьми мы обсудили следующие вопросы: «Почему была не права лиса? Почему звери стали помогать зайчику?» Дети пришли к заключению, что зайчик имел право жить в своем домике. И у людей тоже есть свои права и обязанности; чтобы их знать и не нарушать, с ними надо познакомиться.
Основной этап проекта проходил в форме совместной деятельности педагога, детей и родителей, самостоятельной деятельности воспитанников
Содержание совместной деятельности педагога и воспитанников составили образовательная деятельность по познавательному, социально-коммуникативному, речевому развитию; тематические беседы; чтение сказок и рассказов, загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками; инсценировка и анализ проблемных ситуаций; сюжетно-ролевые, настольные игры.
Содержание основного этапа
Сроки Мероприятия
Октябрь — Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
— Беседа с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо?» на примере сказки «Заюшкина избушка»
— Знакомство педагогов с документами «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»
— Знакомство с дидактической игрой «Я хороший»
— Придумывание сказки на новый лад (по мотивам сказки «Заюшкина избушка»)
— Родительское собрание «Знакомство с проектом “Ваши права, дети”»
— Анкетирование родителей на тему «Знаете ли вы права ребенка?»
Ноябрь — Этическая беседа «Доброе слово лечит, а злое — калечит»
— Занятие с детьми «Я имею права»
— Создание альбома воспитанников группы «Мое имя»
— Игра «Полное и неполное имя»
— Занятие «Нарисуй свое имя»
— Дидактическая игра «Я хороший» (с участием воспитателя)
 — Совместная работа родителей с детьми по созданию рисунка или аппликации «Как меня называют дома» (цветок-ромашка, в центре — имя ребенка, на лепестках — его «домашние» имена)
— Родительское собрание на тему «Права маленького гражданина»
Декабрь — Познавательное занятие «Права и обязанности ребенка»
— Создание книги «Устав жизни группы»
— Издание рукописной книги «Я и мои друзья»
— Дидактическая игра «Я хороший» (в ходе самостоятельной деятельности детей)
— Сбор детьми материалов для книги «Я и мои друзья»
— Консультация для родителей «Оскорбления. Что за ними стоит?»
Январь — Чтение в группе стихотворения Я. Акимова «Моя родня»
— Беседа с детьми об обязанностях членов семьи, семейных традициях
— Рассматривание семейных фотографий
— Разгадывание ребуса «7-я»
— Рисование на тему «Моя семья»
— Заучивание с детьми пословиц и поговорок о семье
— Оформление детьми совместно с родителями семейных альбомов
— Оформление детьми совместно с родителями генеалогического древа
— Тест для родителей «Участие бабушки и дедушки в воспитании внука»
Февраль — Познавательная беседа с детьми «Игралочка — чудесная страна»
— Дидактическая игра «Я разный»
— Выставка рисунков «Мои любимые игрушки»
— Выпуск газеты «Хобби нашей семьи»
— Анкетирование родителей на тему «Нужно ли наказывать и поощрять ребенка?»
— Консультация для родителей «О наказаниях»
Март — Беседа с детьми «Учиться — всегда пригодится»
— Экскурсия в библиотеку детского сада
 — Знакомство с пословицами и загадками об учебе. Рассматривание альбома «Профессии»
— Рисование на тему «Моя будущая профессия»
— Составление детьми рассказов о профессии своих родителей
— Фотовыставка «Как интересно»
— Дискуссионная встреча с родителями «Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков»
Апрель — Занятие «Маска откровений»
— Создание эскизов к книге «Азбука прав» (с привлечением родителей)
— Дидактическая игра «Кто нарушил права?» (на примере сказочных героев)
— Консультация для отцов «Хороший ли вы отец?»
Май — Дидактическая игра «Отгадай и назови»
— Выпуск книги «Азбука прав», подготовленной детьми совместно с родителями
— Подготовка к театрализованному представлению «Мы тоже имеем права»
— День открытых дверей
— Ярмарка семейного творчества
 
В ходе проекта был составлен устав группы. Работа по его составлению проводилась во время «вечерних посиделок»: в конце дня дети совместно с воспитателем садились в круг и обсуждали прошедший день, проблемные и конфликтные ситуации, принимали решение о том, как правильно поступать в тех или иных случаях. Затем они учились соблюдать прописанные в уставе правила.
Мы активно привлекали к проекту родителей. Вместе с ними мы совершили экскурсию в библиотеку детского сада, составляли книгу «Азбука прав». Дети при участии родителей создавали альбом «Мое имя». В альбоме были собраны фотографии детей, записаны их имена и ин[1]формация о каждом имени. Альбом помог детям поближе познакомиться друг с другом, узнать историю возникновения своего имени.
Для развития инициативы и самостоятельности дошкольников мы приглашали детей к составлению рассказов о профессии своих родителей; сочинению сказок на новый лад; изобразительному творчеству (рисование членов своей семьи, друзей, любимых игрушек, будущей профессии, эскизов к книге «Азбука прав»). В ходе проекта дети участвовали в дидактических, сюжетно-ролевых и настольных играх.
Ребята участвовали в оформлении книги «Я и мои друзья». Эта работа осуществлялась на протяжении всего проекта. В книгу вошли рисунки, фотографии и отзывы детей, посвященные ярким событиям в группе: совместным мероприятиям, прогулкам, праздникам, экскурсиям, дню рождения, поездкам и т. д. На заключительном этапе было подготовлено театрализованное представление «Мы тоже имеем право». Работа по проекту велась в течение года. Для того чтобы выявить, результативным ли оказался проект, до и после реализации проекта была проведена диагностика уровня осознания дошкольниками своих прав и обязанностей. Мониторинг показал следующие результаты: до реализации проекта достаточными знаниями о своих правах обладали 13%, детей, частичны[1]ми — 40%, минимальными — 47%. После реализации проекта уже 47% детей имели достаточное представление о своих правах, 53% — частичное. Практически все дети осознали, что у ребенка есть право жить и воспитываться в семье. Труднее далось им осознание права на игру и образование. Половина детей хорошо усвоили, что у каждого человека есть право на собственное имя, его надо с честью носить. Большая часть детей (80%) поняли, что кроме прав у них есть еще и обязанности.
Результаты опроса родителей «Знаете ли вы права ребенка?» показали:
— 40% родителей знают, какими правами обладает ребенок;  20% знают документы, защищающие права ребенка;
— 40% считают, что источником информации о правах детей является семья; столько же родителей считают, что ребенок узнает о своих правах в детском саду;
— 73% считают необходимым рассказывать детям об их правах; 13% так не считают; 13% родителей затруднились ответить.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой результативности проведенной работы. Проект «Ваши права, дети» позволил достичь высоких результатов по нравственно-правовому воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта дошкольники познакомились с основными правами ребенка: на игру, имя, образование, дом, семью, на любовь и понимание, на уважительное к себе отношение; дети пришли к пониманию своих обязанностей. Ребята практиковались в соблюдении норм поведения в группе, которые сами же и сформулировали. Они научились искать выход из проблемной ситуации и не[1]предвиденных случаев, высказывать свою точку зрения, находить аргументы во время дискуссий.
Дети усвоили простую истину: если ты хочешь, чтобы соблюдались твои права, ты должен соблюдать права других людей. У детей появилась уверенность в себе, сформировалось уважительное отношение и чужому мнению. Детско-родительские отношения обогатились опытом ведения дискуссий, опытом совместной творческой деятельности. Реализация проекта помог[1]ла привлечь внимание родителей к анализу собственных поступков: как, когда, в каких ситуа[1]циях они нарушают права маленького человека.
Литература
1. Акчурин Т.Ф. Правовые основы развития института семьи в России // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — 2008. №8.
2. Богданова С.А. Программа правового воспитания детей в подготовительной группе «Твои права» // Дошкольная педагогика. — 2007. №6.
3. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. — М., 2005.
4. Болотова Т.В. Гражданско-правовое образование и обеспечение соблюдения прав ребенка в образовательном учреждении // Нормативные документы образовательного учреждения. — 2010. №3.
5. Давыдова О., Вялкова С., Тюменева Е. Азбука прав и ответственности // Обруч. — 2004. №6.
6. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Князева О.Л., Соловьева Е.В. Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений. — М., 2003.
7. Козлова С.А. Мы имеем право! Учебно-методическое пособие для пед. коллективов детских дошкольных учреждений. — М.: Обруч, 2010.
8. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С. и др. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2004

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»