Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста
Топчий Екатерина Александровна
Сказка развивает внутренние силы ребёнка,
благодаря которым человек не может не делать
добра, то есть учит сопереживать.
В.А. Сухомлинский
Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Не будучи вовремя востребованными, эти способности могут быть с возрастом безвозвратно утеряны. Не обязательно для развития памяти и внимания, творчества и мышления, покупать дорогостояще игрушки, чтобы развивать ребёнка, можно и нужно больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов – викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку. Данные рекомендации будут полезны тем, кто занят воспитанием детей. В равной степени, как родителям, так и воспитателям дошкольных учреждений.благодаря которым человек не может не делать
добра, то есть учит сопереживать.
В.А. Сухомлинский
Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течение жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который невероятно интересен ребёнку. Слушая или читая сказку, малыш учится оценивать поступки героев, развивает фантазию и воображение. Для детей этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок на половину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует и его и себя. Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподносится. Сказки подаются малышам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Наша задача сделать так, чтобы сказка в полной мере использовалась для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Необходимо взрослому через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и выполнять игровые задания, способствующие их интеллектуальному, творческому, речевому развитию. В результате реализации предлагаемого подхода у детей совершенствуется речевая деятельность в процессе общения, развиваются воображение, наблюдательность, память, внимание, мышление, формируется социальная компетентность. Так как игра – это важнейшая сфера деятельности ребёнка. В игре малыш познаёт окружающий мир, развивает основные навыки и познавательные способности. Именно поэтому обучение ребёнка будет более эффективным, если превратить его в занимательную игру благодаря сказке.
Именно поэтому, читая сказку, внимательно рассматривайте иллюстрации и обсуждайте их с ребёнком: кто изображён на иллюстрации, что он делает, как выглядит. Объясняйте ребёнку смысл непонятных ему слов и выражений. Обсудив с ребёнком прочитанное, убедитесь в том, что он понял смысл сказки, задайте вопросы. После того как ребёнок ответил на все вопросы. Попросите пересказать содержание сказки. При пересказе используйте иллюстрации – они помогут ребёнку вспомнить сюжет сказки. После того как вы пересказали сказку по иллюстрациям, попробуйте вместе с ребёнком нарисовать собственные иллюстрации к сказке. Можно так же вылепить из пластилина или глины главных героев сказки. Попробуйте составить, композицию сконструировав из картона и бумаги предметы из сказки. Тем самым вы с ребёнком создадите свой собственный настольный театр, а обычное чтение сказки превратится в игру.
Так что же такое сказкотерапия и какая у нее основная цель? Сказкотерапия – это особое направление психотерапии, которое оказывает влияние на человека с целью улучшить поведенческую реакцию и восприятие, а также ликвидировать существующие страхи и фобии.
Цель сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.
Задачи сказкотерапии:
- Развитие речи и корректировка эмоциональных, психических, волевых показателей
- Умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций
- Развитие духовного мира
- Определение необходимой модели поведения.
Виды сказкотерапии:
• Диагностические сказки
• Медитативные сказки
• Психологические сказки
Полезные свойства сказкотерапии:
• Формирование положительных черт характера, следуя примеру сказочных персонажей.
• Обучение в игровой форме, без принудительных методов.
• Развитие умения различать и переживать эмоции, когда малыш «проживает» историю вместе с персонажами.
• Формирование способности различать хорошие поступки от плохих.
• Возможность осознать, что ребенок живет в большом и интересном мире, где много всего нового, что еще предстоит изучить.
• Готовность строить взаимоотношения между людьми, изучая модели поведения сказочных героев.
• Легкое исправление трудностей в поведении ребенка. Существует даже специальный вид сказок, написанный специалистами, учителями или самими же родителями, специально для мягкой коррекции поведения малыша.
• Помощь в решении жизненных проблем, пусть еще таких маленьких. У детей тоже есть свои проблемы, такие же важные, как и у взрослых. И когда дитя не может найти правильный выход из той или иной ситуации – пригодятся сказки с терапевтическим эффектом, которые помогут залечить ранки на детской душе и посмотреть на происходящее с другой стороны.
• Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для этого используются сказки только с положительными героями, в которых царят мир, добро и спокойствие. Такие истории помогают расслабиться, настроиться на хорошее.
Применение сказкотерапии на практике происходит в несколько этапов:
1. Предварительная беседа. Взрослый узнает о любимой сказке малыша, где и при каких обстоятельствах он ее услышал впервые, какие эмоции ощущает, как относится к персонажам.
2. Релаксация. Это упражнения на расслабление, которые ребенок выполняет с закрытыми глазами.
3. Представление образа. Ребенок визуализирует себя как персонажа сказки, о которой он говорил ранее.
4. Обсуждение. Озвученную сказку обсуждают, выполняют то или иное задание (например, рисование, лепка, конструирование, театр) и его обсуждают.
Прежде чем прочесть с ребёнком сказку, обратите внимание на то, что у сказки есть автор. Расскажите малышу о том, как автор создаёт свои произведения. Но так, же необходимо рассказать ребёнку и о художнике иллюстраторе, который постарался нарисовать иллюстрации к сказке, чтобы сказка стала намного ярче и интереснее. Рассказав малышу о труде автора и художника иллюстратора, тем самым вы расширите его кругозор, и привлечёте ещё больше его внимание.
Заинтересовав творчеством создателей сказок, вы можете предложить ребёнку самому перевоплотиться на время как художником иллюстратором, так и автором сказок. Прежде чем начать сочинять сказку с ребёнком, нарисуйте совместно несколько сюжетных рисунков–иллюстраций на общую тему, а только потом вместе стройте сюжет сказки по вашим работам. Свою сказку вы можете записать и объединить с иллюстрациями и сделать книжку-малышку.
Такое перевоплощение даёт вашему малышу очень многое. Это и привитие любви к книге, и приобщение творчеству, и развитие мышления, фантазии, развитие творческого воображения, а так же, что немало важно, способствует развитию речи дошкольника.
Чтобы оживить в памяти детей уже прочитанные сказки, вы можете устроить викторину по прочитанным сказкам. Викторина – это своеобразный тренинг детской памяти. Сюда вы можете включить вопросы по сказкам, которые вы, совместно с ребёнком уже успели прочесть. Викторина поможет не только развитию памяти вашего малыша, но и научит логически мыслить.
И напоследок, подсказки, для достижения положительного результата в развитии ребенка:
• Определите любимое занятие ребенка и включите его в процесс сказкотерапии
• Заинтересуйтесь сказкой сами, тогда у вас получится заинтересовать рассказом ребенка.
• Излагайте историю эмоционально, читайте выразительно.
• Подбирайте материал, который ребенок сможет понять в силу своего возраста.
• Не нагружайте малыша слишком интенсивно, все должно быть в меру.
• Занятия должны проходить в непринужденной обстановке, не давите на ребенка.
• Обсудите пройденное, проведите анализ и поинтересуйтесь, все ли ему понравилось.