Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах
сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Савко Светлана Викторовна
На сегодняшний день проблема здоровья детей — одна из самых актуальных. Здоровье — это совокупность физического, психического, нравственного и духовного состояний человека. Ребёнок уже рождается с определёнными физическими и генетически заложенными психическими особенностями, две же других категории здоровья ему необходимо развивать. На нас, педагогов, возложена эта ответственная миссия. Мы несём ответственность за здоровье наших воспитанников в полном смысле этого слова, и в наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону. Проблему здоровья детей необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями, искать новые подходы и методы. Педагоги дошкольных учреждений находятся в более выгодном положении – они ежедневно общаются с родителями, могут вести просветительскую работу в этом направлении и оказывать грамотную поддержку.Существует достаточно количество различных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей:
1). Правильное и сбалансированное питание;
2). Режим дня.
3). Прогулки на свежем воздухе;
4). Закаливание организма;
5). Достаточная двигательная активность;
6). Соблюдение санитарно-гигиенических правил;
7). Психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ;
8). Полноценное нравственное и духовное развитие личности ребенка.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначена одна из главных задач, которые стоят перед дошкольным учреждением — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Однако, работа с родителями должна иметь индивидуальный подход, так как: социальный статус семей различен, образованность родителей — тоже, в одних семьях приветствуются занятия спортом, другие — наоборот, далеки от него, также большинство родителей могут проявлять заинтересованность данным вопросом, а некоторые надеются на Божью помощь.
Как бы там ни было, задача педагога – стараться повышать культуру здорового образа жизни семьи.
Таким образом, основной целью работы дошкольного учреждение в этом направлении является: способствовать укреплению физического здоровья детей, снижению заболеваемости детей не только простудными заболеваниями, но и болезнями опорно-двигательного аппарата, различными психическими расстройствами, формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и взрослых (родителей).
Задачи:
1. Разработать план деятельности участников образовательного процесса, направленный на сохранение и укрепление здоровья.
2. Создать условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья воспитанников.
3. Использовать в работе современные технологии обеспечения здоровому образу жизни, развивать здоровьесберегающие умения и навыки, вырабатывать у детей желание думать и заботиться о своем здоровье.
4. Создать условия и организовать предметно-пространственную среду для обеспечения двигательной активности воспитанников.
5. Способствовать полноценному направленному и духовному развитию личности ребенка.
6. Наладить контакт с семьями воспитанников через вовлечения родителей в совместную деятельность, кроме этого, регулярно оказывать консультативную помощь по вопросам физического воспитания детей.
Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Для вовлечения родителей в работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей следует двигаться в двух направлениях:
1. Повышение педагогической культуры родителей и уровня их осведомленности в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Направление и формы взаимодействия:
1. Педагогический мониторинг:
- Индивидуальные беседы (администрация, педагоги, специалисты);
- Наблюдение за общением ребенка с членами своей семьи и наоборот;
- Наблюдение за общением ребенка с членами своей семьи и наоборот;
- Изучение особенностей семейного воспитания, традиций семьи;
- Выявление факторов семейного неблагополучия, проблем в воспитании;
- Диагностические игры;
- Анкетирование;
- Проведение мониторинга по результатам исследования.
- Мероприятия, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей;
- Совместная деятельность детей и родителей в этом направлении;
- Организация спортивных соревновании и праздников;
- Тематические родительские собрания;
- Дни открытых дверей;
- Совместная проектная деятельность;
- Подбор литературы по ЗОЖ.
- Психолого-педагогические тренинги;
- Семинары по вопросам здоровьесбережение детей;
- Консультации
- Рекламные буклеты, памятки;
- Информационные стенды
- Выставки детских работ.
Даже те родители, которые ведут не совсем здоровый образ жизни, желаю своим детям расти здоровыми и жизнерадостными, поэтому они охотно согласятся принять участие в изготовлении своими руками физкультурно-игрового оборудования (массажных дорожек, мешков с песком или крупой), оформлении прогулочных участков или покупки для группы специального оборудования.
Как было сказано выше, физическое здоровье детей — это только одна из составляющих. Не меньшее внимание необходимо уделять психологической комфортности пребывания детей в детском саду. Большое значение здесь имеет личность воспитателя, его отношение к себе, к детям, к своей деятельности. Поэтому педагогам не остаётся ничего другого, как работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, так как работа с детьми не терпит попустительского отношения, образ педагога навсегда останется в памяти детей и сможет послужить образцом в его дальнейшей жизни. Он закладывает воспитанникам основы правильного поведения, пути достойного выхода из любой жизненной ситуации, уроки нравственности.
Каждый ребенок во время пребывания в детском учреждении должен ощущать заботу, внимание, поддержку со стороны взрослого, сколько бы детей не посещало группу. Доверие и уважение родителей к педагогу заметно повышается, если ребенок любит своего наставника, с удовольствием идет в детский сад. В данной ситуации найти подход к родителям гораздо проще и легче. Они уже с большим интересом будут обращать внимание на предлагаемый им наглядный материал, с удовольствием посещать родительские собрания, принимать участие в совмесных мероприятиях. Следует добавить, что тексты наглядных форм агитации должны быть привлекательными, доступными и содержательными и содержать действительно интересный материал, способный побудить мам и пап к действию.
Литература:
1. Гаврючина Л.В., Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методические рекомендации – М.: Творческий Центр, 2008г., 157с.
2. Маханаева М.Д., Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских учебных заведений – М.: Аркти, 1999г. 87с.