Проект для подготовительной группы
Финансовая грамотность
Гаманович Тамара Игоревна
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, дажеесли его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям.
Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах,
то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны
осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не
делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить
зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет
использования информационной среды максимально полно использовать
интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их
интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы
Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в
семье
Цель и задачи проекта:
расширение представления детей о деньгах и статьях расхода
семейного бюджета;
укрепление семейных связей;
получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Вид проекта: информационно-познавательный
Срок реализации проекта: 2020-2021год
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-7 лет
(подготовительная группа), воспитатели группы, родители (законные
представители).
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
Изучение справочной, методической, энциклопедической
литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по
проекту «Деньги-помощники».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной
тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для
практического обогащения проекта.
2. этап – Основной
Реализация проектных мероприятий:
1. НОД «Что мы знаем о деньгах».
2. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову
продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены»,
«Простоквашино. Клад».
3. Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».
4. Экскурсия в продуктовый магазин.
3. этап - Заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой
игры «Магазин»
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
активно использовать в игровой деятельности основные
экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
дошкольники приобретают первичный экономический опыт,
учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных
сферах жизнедеятельности;
родители получают дополнительные знания по экономическому
воспитанию детей;
дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по
данной проблемы;
педагоги получат систему работы по формировании
экономического опыта детей.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам
казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом
«взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и
близок. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Ресурсное обеспечение:
реальные деньги: бумажные, железные, старинные;
ноутбук;
экран;
проектор;
мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал»,
«Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино.
Клад»;
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».
Тематический план
Октябрь
1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности?
Потребности как экономическая категория. Основные потребности и
желания.) Игра «Груша-яблоко» (приложение).
2. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег».
3. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей
членов семьи). Игра «Размен» (приложение).
4. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания
ребёнка). Практика «Таблица расходов» (приложение).
Ноябрь
1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических
терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда). Практика
«Мини-банк» (приложение).
2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и
лень).
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Игра
«Кто как работает» (приложение).
4. Путешествие в Страну профессий.
Декабрь
1. Беседа «Зачем всему надо учиться?». Практика «Самостоятельная
покупка» (приложение).
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные
занятия, но у него ничего не получалось. Почему?).
3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?».
4. Беседа «Профессии моих родителей».
Январь.
1. Игра «Кто кем работает» (приложение). (использовать картинки
или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот
предмет).
2.Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему
необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание
термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе».
3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин
игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие
бывают магазины).
4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь
покупателя –первичное представление о рекламе товара).
Февраль.
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и
банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация
иллюстраций).
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет»
Словесная игра «На что бы я потратил деньги?».
3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах
семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их
удовлетворения).
4. Деловая игра «Финансовая азбука».
Март.
1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»
(приложение).
2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицвет» (приложение).
3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир» (приложение).
4. Игровое занятие «В гостях у сказок» (приложение).
Апрель
1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны».
2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке».
3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха».
4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» (приложение).
5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата,
объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают
человека при снятии денег через банкомат и пр.).
Май
1.Рассказ воспитателя о цене товара.
2.Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».
3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по
выбору детей).
4.Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».
5.Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
6.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация
«Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и
рекламируют его с целью «продажи»)
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные
экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе
реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет
и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за
количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей –
это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и
что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые
могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть
использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых,
вещей.
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут
положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении
семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и
напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.