Развитие связной речи у ребенка дошкольного
возраста и условия ее формирования
Кошелева Галина Владимиовна,
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 48
Кировского района Санкт-Петербурга
Речь – это природный дар, но он не дается человеку от рождения.
Речь возникает в процессе человеческого общения.
Речь ребенка формируется в процессе общения как освоение норм языка. Язык – это средство общения, а речь – сам процесс общения. Взрослые приобщают ребенка к языку, который используется в обществе, и руководят его речевым развитием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие как одно из главных направлений развития и образования дошкольника.
С развитием речи неразрывно связано развитие мышления ребенка.
Развитие речи проходит три этапа
1. Довербальный - приходится на первый год жизни. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.
3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. Период с 3-х до 7-ми лет – это период усвоения грамматической системы русского языка, развития связной речи.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логических связных предложений.
Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Это последовательное систематическое развернутое изложение.
Развитие связной речи состоит в том, что именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном.
Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.
Монолог как форма речи ребенка представляет сложный этап речевого развития, он отличается от диалога большей полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Монолог зарождается и совершенствуется в недрах диалога, остающегося в дошкольном возрасте ведущей формой речи. Особенность монологической речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее определено говорящим и предварительно планируется.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной.
Ситуативная – отрывочна, экспрессивна, не отражает полностью содержания мысли, понятна лишь в той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.
Контекстная – ее содержание понятно из самого контекста. Сложность в том, что в контекстной речи требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная – монолога, но монологическая речь может иметь и ситуативный характер.
Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими.
Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада.
В группах раннего возраста решаются задачи развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Развивают инициативную речь ребенка, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте у детей формируют умения выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых.
В среднем дошкольном возрасте формируют умения вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремления рассказать о своих наблюдениях Детей приобщают к участию в коллективных беседах, где отвечают только тогда, когда спрашивают, слушать высказывания товарищей. Воспитывается культура общения.
В старших группах формируют умения более точно, отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закрепляются умения участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Формируются умения формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Основным условием формирования связной речевой деятельности является применение различных методов обучения, построенных на принципах лингводидактики.
Метод обучения – это действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.
Каждый метод предполагает свои приемы, с помощью которых он реализуется.
Прием – это вариант применения метода, привнесение в основное действие, составляющее данный метод, побочных действий, подсказываемых характером учебного дидактического материала.
Метод имитации заключается в том, что и педагог, и ребенок – оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: педагог говорит энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, а ребенок слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения и понять смысл. Этот метод начинают применят на самой ранней возрастной ступени и продолжают на всех последующих.
Существуют приемы, с помощью которых реализуется метод имитации:
1) наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим;
2) игры - в процессе игр, речь ребенка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами;
3) опора на словесный образец (словесное представление): дети повторяют фразу, произнесенную воспитателем («Водичка, водичка, умой мое личико!»).
Метод имитации, кроме описанных приемов, может быть выполнен приемами использования картинок, живых объектов (животных, растений), видео- и аудиозаписей и др.
Метод разговора (беседы). Этот метод еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.
Метод разговора состоит в том, что педагог спрашивает, а ребенок отвечает. Существуют приемы, с помощью которых реализуется метод разговора (беседы):
Для тренировки органов речи детей третьего года жизни в артикуляции звуков педагог использует прием опоры на словесное представление
При закреплении понимания значения слова, например, овощи, педагог может использовать прием наблюдения за реальным объектом, или прием опоры на картинку, но метод новый – метод разговора.
Существуют дидактические игры, специально предназначенные для речевого развития детей, - это словесные дидактические игры.
Для пятого года жизни - прием опоры на словесные представления (метод разговора).
В работе с детьми шести-семи лет метод разговора усложняется, т.к. задается более сложная синтаксическая форма (распространение простого предложения обособленным оборотом или составление сложного предложения) и расширяется круг лексики.
Метод пересказа состоит в том, что педагог читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает им о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает «случай из своей жизни» (повествование), или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели, и поощряет их к тому, чтобы они захотели:
1) задать вопросы по ходу рассказа педагога,
2) повторить его рассказ (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых).
Метод пересказа подобен методу имитации. Различаются они тем, что ребенок имитирует (повторяет) части текста, которые только что произнес педагог; пересказывает же ребенок по возможности законченный текст, который он слышал накануне; между восприятием текста ребенком и его пересказом должно пройти некоторое время.
В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением детей с художественной литературой, например, игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.
Метод сочинения (рассказывания) состоит в том, что педагог поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из их жизни, контаминации (смешения) на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов - вещей, животных, растений.
При обучении рассказыванию используются такие приемы как:
1. Совместное рассказывание - это прием совместного построения коротких высказываний. Когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает (младший и средний дошкольный возраст). Педагог планирует высказывание, подсказывая последовательность, способы связи. («Жила-была … (девочка). Однажды девочка… (пошла в лес). А навстречу ей … (волк)». Это можно сочетать с драматизацией. Постепенно дети подводятся к импровизациям.
2. Образец рассказа - краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем (сколько предложений), облегчает подбор словаря, способов внутритекстовой связи (перехода от начала к середине и концу). Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Используется в начале занятия.
3. Анализ образца рассказа - привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа (с чего начинается рассказ, о чем говорится потом, и концовка рассказа). Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Дети знакомятся с построением разных типов монологов. Он подсказывает им план будущих рассказов.
4. План рассказа. Это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания.
5. Коллективное обсуждение - этот прием необходим в творческом рассказывании. Он помогает разнообразить и обогатить содержание монологов, закрепить представление об их структуре.
6. Коллективное составление рассказа - используется на начальном этапе обучения рассказывании. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми, потом воспитателем отбираются интересные высказывания, и он же повторяет весь рассказ целиком. Затем рассказ повторяют дети.
7. Составление рассказа подгруппами (командами). Этот прием используется в рассказывании по серии сюжетных картинок. Дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по одной из 4-х картинок (2 - 3 - 4 картинки). В рассказывании на свободную тему дети вместе составляют текст рассказа и предлагают вниманию всей группы.
8. Составление рассказа по частям - также разновидность коллективного рассказывания. Каждый из рассказчиков создает часть, но этот прием используется при описании многоэпизодных картинок.
9. Моделирование - один из приемов, использующихся в старших и подготовительных группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании. Сначала создается картинно-схематичный план смысловой последовательности частей прослушанных текстов («Репка», «Колобок»). Затем осуществляется обучение умению строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заменителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети продумывают рассказы, сказки по предложенной модели.
Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду – вот основа для формирования связной речи ребенка.
Задача педагога детского сада состоит в достижении того, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел умением общаться в том доступном объеме, который ему понадобится на следующем этапе развития.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004
3. Гербова В. Развитие речи в детском саду. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003.
5. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.
6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006.
7. Ушакова О.С., Струнина Е.М.: Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Издательство «ВЛАДОС», 2013.