Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Песочная терапия, как способ адаптации
детей раннего возраста

Степченко Юлия Игоревна
Что такое социальное партнерство?
Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников образовательного процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей.
Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, детские клубы, Дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки и другие.
Одной из активных форм взаимодействия в детском саду является реализация социально-педагогических проектов, направленных на повышение качества дошкольного образования. В ходе проектной деятельности устанавливается тесное взаимодействие с семьями воспитанников, родители становятся полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса, понимают важность и необходимость своей роли в жизни ребенка.
В возрасте 2-3 лет главными социальными партнерами детского сада , становятся родители. С их помощью мы начинаем адаптацию детей в детском саду.
Один из способов в помощи адаптации детей в детском саду мы выбрали «Песочную терапию»
Давайте определим , что такое адаптация.
Каждый ребенок, отправляясь в детский сад, проходит период адаптации.
Адаптация у всех проходит по-разному – одни дети привыкают к садику за 2-3 недели, у других на это может уйти пара месяцев или больше. Процесс требует от малыша непривычно больших затрат эмоциональных ресурсов, а от воспитателей и родителей – терпения и понимания. Адаптация у всех проходит по-разному – одни дети привыкают к садику за 2-3 недели, у других на это может уйти пара месяцев или больше. Процесс требует от малыша непривычно больших затрат эмоциональных ресурсов, а от воспитателей и родителей – терпения и понимания. 
Давайте определим , что такое адаптация.
1.Эмоции. Малыш явно демонстрирует, что новая обстановка ему не по душе – хнычет, часто плачет, нередко злится или становится заторможенным. В основе этих реакций – страх остаться одному, страх, что родители его бросили.
2.Взаимодействие с другими детьми и с воспитателями. Обычно в первые дни в детском саду ребенок плохо идет на контакт. Во многом это связано с тем, что малыши 2-3 лет пока не умеют включаться в совместные игры; в основном, они играют рядом друг с другом, но каждый в свою игру. Об успешной адаптации свидетельствуют охотные отклики на просьбы воспитателя и желание находиться поблизости от сверстников.
3.Изменение навыков. Адаптация детей дошкольного возраста к ДОУ часто вызывает «откат» – ребенок на время забывает, как кушать ложкой, как правильно садиться на горшок и т.д. Успешная адаптация помогает ему быстро восстановить забытое.
4.Изменения в речи. Некоторые дети во время адаптации перестают использовать ранее выученные слова, их словарный запас скудеет. Постепенное его восстановление говорит в пользу нормального привыкания к ДОУ.
5.Сон, особенно дневной – пожалуй, самое яркое проявление тревожности при адаптации. Дети плохо спят, часто плачут, вскакивают. Днем их становится невозможно уложить, ночью они беспокойны. По окончании адаптации сон нормализуется.
6.Аппетит. Снижение аппетита обычно обусловлено непривычной пищей, которую малыш вынужден есть в садике. Восстановление аппетита – признак привыкания ребенка, даже если поначалу он съедает не всю порцию.
Что же такое песочная терапия?
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.
Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, и ребенок полностью погружается в игру. Песочница развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки
С чего, когда и как начать работу с песком?
Для того, чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, можно проводить игры с песком сразу после прихода детей в детский сад. Так как, именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. (на занятия беру не всех детей, а только тех, которые тяжело адаптируются к детскому саду (тяжело расстаются по утрам с близкими, ребенка тяжело успокоить, сложно переключить и др.).
Первый этап рабаты
Цель первого этапа – познакомить детей с песочницей, правилами поведения, с ее обитателями.  
Игрушкой – посредником в играх с песком, может быть «Песочный человек», «Хозяйка песочницы», «Принцеса песочного мира» и т. п. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку используют только в песочнице, именно через нее объясняю детям правила поведения, запреты и поощрения. Песочные человечки приглашают детей к себе в гости, в песочницу.
Перед тем как приступить к играм с песком, сообщаю ребенку (от лица песочных человечков) правила поведения в песочнице.
Так же мы предлагаем родителям в месте с детьми дома выбрать игрушку для игр в песочнице.
После того, как ребенок познакомиться с песочницей и правилами поведения во время игр с песком. Познакомится с ее обитателями, мы приступаем ко второму этапу работы.
Второй этап работы
Цель второго этапа работы – познакомить детей со свойствами сухого песка, обучить простым действиям на его поверхности.
На данном этапе работы  ребенок освоивает в начале простые манипуляций с песком с помощью рук, также можно предложить ребенку лопаточки, широкие кисти, воронки, ситечки и др.
Вначале  показывам ребенку способ действия с песком, а затем предлагаю ему выполнить это действие самостоятельно. Если, видети, что ребенку сложно, и самостоятельно справиться он не может, то тогда ему нужно помочь. Выполняем действие вместе, по принципу «рука в руке».
На этапе прикосновений к поверхности сухого песка, использую такие игры упражнения как:
Игра «Здравствуй песок!»
Игра «Песочный дождик»
Упражнение «Песочный ветер»
Игра «Необыкновенные следы» 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»