Влияние рисования на развитие детей дошкольного возраста
Сивошапка Ирина Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 33
Красносельского района Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач дошкольной педагогики. Детское творчество – явление уникальное.воспитатель ГБДОУ детского сада № 33
Красносельского района Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники рисования на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ).
Результатом творческой деятельности является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и субъективной значимостью. Многие из исследователей объединяют понятие «творчество» и «творческая способность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой способности обычно понимается способность, связанная с созданием чего-то качественно нового. Творчество – практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. Способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие способности можно и нужно развивать. Под творческой способностью В.А Сластенин определяет способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию. В.А. Сластенин опирается на основные требования современного образования, связанные с развитием творческой личности принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в способности дошкольника. Однако, до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной.
С психологической точки зрения дошкольное детство является подходящим для развития творческих способностей, потому что дети в этом возрасте очень пытливы и имеют огромное желание узнавать окружающий мир. Высокая эмоциональность, восприимчивость к чувственным свойствам действительности – это еще одна характерная черта творческих способностей дошкольников. Дошкольное детство является сентезивным периодом для детского воображения. Способность к воображению не дается с рождения.
Мы уже отмечали, что развитие творческих способностей дошкольников – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Говоря о формировании творческих способностей, нужно знать ответ на вопрос о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует мнение, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие во всех видах деятельности и, в первую очередь, в игре. Большой потенциал для развития личности в целом заключен в творческой деятельности дошкольника. Это обусловлено тем, что именно в это время происходят прогрессивные во многих сферах психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение и другие), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Большинство психологов и педагогов считают, что способности к творчеству изначально заложены в природе ребенка, взрослому достаточно лишь не мешать, не препятствовать его свободному самовыражению. Однако, практика психолого-педагогической работы доказывает целесообразность вмешательства в процесс интеллектуально-творческого развития ребенка. Это обусловлено тем, что не каждый ребенок способен сам самостоятельно проявлять творческую активность. Эффективность и действенность воспитания творческих способностей у дошкольников зависит от целенаправленности данного процесса. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материально и духовной культуры, техники, науки и искусств. Только в действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки общие и специальные превращаются в многообразные и все более совершенные способности.
На развитие ребёнка оказывает огромное влияние его творческие способности. Общие возможности развития входят в состав творческой деятельности. Творческие способности оказывают прямое воздействие на творчество ребёнка, то есть чем выше уровень способностей, тем больше перспектив открывается перед дошкольником в его творчестве. Созданные при этом образцы обладают все большей или меньшей выразительностью, что зависит от общей степени развития способности и приобретённых навыков. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют еще, и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами и предметами. Вначале дошкольники приобретают простейшие навыки рисования – традиционный способ. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и представления. Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре. Созданный образ, в частности, рисунок, может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Замечено, что все дети любят рисовать тогда, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Красивые и разнообразные материалы – вот, что помогает не допустить в творческую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее занятия, навыки, умения, а с другой стороны – искали новые решения, творческие подходы.
Рисование – это большая и серьезная работа для ребенка, даже «закорючки» содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности заключается в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания и зафиксировать модель все более усложняющегося представления об окружающем мире.
Большинство специалистов: и психологов, и педагогов, сходятся во мнении, что детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей. Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, ребенку рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Известный психолог – Л.С. Выготский назвал рисование «графической речью».
Из всех видов деятельности рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование развивает мышление, воображение, моторику, дети овладевают различными техниками, учатся работать с цветными гаммами, спектром, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют, благодаря использованию нетрадиционных техник рисования ребенок может использовать и изучать свойства различных материалов; может открыть в будущем новую технику рисования, направление в живописи.
У детей прекрасно развиваются фантазия и творчество при выборе способов и методов изобразительных техник. При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках, у детей развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие природы во всем богатейшем спектре, воспитывая чувство удовлетворенности от художественной деятельности.
Было замечено, что новые методы раскрепощают ребенка, и он не переживает о результатах своей деятельности. Ведь любой из них может из капли краски выполнить забавный рисунок. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Ребенку будет легко поставить пятно краски и делать мазки, работать кистью во всех направлениях, координируя движения руки. При этом решается еще одна задача – подготовка руки к письму. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ним связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что мелкая моторика непосредственно влияет на развитие моторных центров речи.
Технология выполнения рисунков интересна и доступна, позволяет себя чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, речи и позволяет подготовить руку к письму.
Таким образом, опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовывать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент интересует, волнует ребенка, и это, в свою очередь, отражает его сущность, характер, индивидуальность.
Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем. В средней и старшей дошкольной группе можно использовать уже такие нетрадиционные техники как рисование свечой, кляксография с трубочкой, набрызг, оттиск, рисование поролоном, пальцеграфия, техника тычка.
Нетрадиционные техники рисования – это новое направление, которое помогает развивать ребенка. Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от квалификации педагога. Чтобы донести до детей содержание работы по каждой из техник, необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы. Поскольку при обучении рисованию могут использоваться разнообразные техники и разнообразные материалы, педагог должен уметь работать с большим их количеством. Каждые из этих техник как маленькая игра.
Необходимо создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить, нестандартно тем самым развивают. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение.