Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптация к детскому саду

Грузницкая Татьяна Геннадьевна
Адаптация к детскому саду - очень сложный и важный вопрос в жизни детей и их родителей. Этот период жизни у многих детей связан со большими трудностями и переживаниями, только единицы проходят адаптацию без особых проблем.
Огромную роль, в этот период, играет развивающая среда, педагоги ДОУ и, конечно, сами родители.
От того, насколько правильно и качественно организован процесс адаптации ребенка, зависит его дальнейшее пребывание в детском саду и умение социализироваться в обществе.
Одним из базовых положений ФГОС ДО, является поддержка и укрепление всех компонентов здоворья каждого ребенка:физического, нервно-психического и социально-психического. Это задача, в условиях современного детского сада, является приоритетной, особенно в адаптационный период.
Адаптация в переводе с латинского означает "приспособление". Помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям, среде и коллективу должны взрослые, поэтому именно в этот период очень важно сотрудничество семьи и детского сада. Специлисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье. Взрослые несут ответственность за содержание жизни ребенка, соблюдение его прав и реализацию его возможностей, а также должны привлекать родственников и всех сотрудников дошкольного учреждения.
И самое главное - в этот сложный для маленького человека период, получить как можно больше заботы, внимания, любви и ласки.
В своей практике особое внимание уделяем достижениям успешной адаптации, потому что считаю ее залогом успешного становления ребенка как гармонично-развитой личности.Выделяются следующие признаки того, что ребенок адаптирован: хороший аппетит, спокойный сон, дружеское общение с другими детьми, адекватная реакция на просьбы воспитателя и нормальное эмоциональное состояние.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель составляет план воспитательно-образовательной деятельности. При этом выбирает разные направления работы:
  • Развлечения;
  • Консультации для родителей;
  • Интересные дедактические и подвижные игры;
  • Элементы устного народного творчества.
Программа занятий в группе составляется с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад. Способствует успешной адаптации и более комфортного дальнейшего пребывания в детском саду.
Когда ребенок превыкает к детскому саду, у него начинается новая интересная жизнь. Здесь он получит много нового и полезного. Педагоги утверждают, что дети выросшие в детском саду легче устанавливают различные контакты в обществе, чем те, которые воспитывались дома.
Они лучше могут согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых, контролировать свои эмоции, а позднее им легче бывает приспособиться к требованиям в школе. Конфликтные переживания воспитанников детского сада нередко идут им на пользу, они учатся отстаивать свои интересы и закаляются психологически. При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, и родители должны закалять их. Необходимо обеспечивать ребенку пребывания на свежем воздухе в любое время года, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять физические упражнения. Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания,является режим дня ребенка в семье. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка: он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. Одежде ребенка также следует уделять внимание, чтобы она была комфортной и совпадала со временем года.Также имеет большое значение, как сформировано у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Нередко дети, приходящие в детский сад, не умеют самостоятельно есть и пить. Воспитатель должен проявить терпение и настойчивость в воспитании ребенка, но нельзя требовать быстрого положительного результата. Здоровый малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретенные к этому времени навыки самостоятельность позволяют ему быть достаточно независимыми. Тем не менее, многим трехлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей.
     При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптационные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии, могут привести к эмоциональным нарушениям.
     Педагогам необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешной адаптации в детском учреждении. Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражая их действиям.
     Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальных организаций может привести к невротическим реакциям, таким как:
  • Капризы;
  • Страхи;
  • Отказы от еды;
Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются:
  • Тщательный подбор педагогов;
  • Предварительное ознакомление родителей с условиями работы в ДОУ;
  • Постепенное заполнение группы;
  • Гибкий режим пребывания детей в начальном режиме адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • Сохранение, в первые две-три недели, имеющихся у малышей привычек;
  • Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.  
Правила организации в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, готового придти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождается улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираются с учетом возможностей детей и места проведения.
При поступлении в детский сад проводятся беседы с родителями, и на основе их ответов на поставленные вопросы делаются прогноз готовности ребенка к адаптации и проблемам, которые могут возникнуть в период адаптации, а также даются рекомендации по подготовке детей.
У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим. При первом посещении родителей приглашают посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться. Знакомим малышей с родителями с помещениями группы, показываем игрушки, место для игр, занятий физкультурой и так далее. При этом воспитатель старается как можно больше уделить внимания новому ребенку, старается «влюбить» в себя малыша, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая «тётя». Даются советы молодым мамам, чтобы они приучали малышей самостоятельности и доступной для его уровня самообслуживания.
Напомнить родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками и не жадничать.
В заключении следует отметить, что выработка единого требования к поведению детей со стороны педагогов и родителей - важнейшее условие, облегчающее ребенку адаптацию к перемене в образе жизни.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»