Игра как средство общения дошкольников
Соловьева Елена Александровна
Игра для ребенка-это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьезным нарушениям личностного развития ребенка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения. Играя, ребенок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Игра помогает формированию личности в целом. У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так любой реальный предмет у ребенка может превращаться в игровой. Кроме игр с предметами, большое значение для развития ребенка имеют ролевые игры. Роль- это важнейший компонент игры, в игре она выполняется ребенком очень четко. Начиная с самого малого возраста, ребенок учится, играя. Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребенок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями. Игра помогает ребенку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни. В игре развиваются мышление и речь, развиваются познавательные процессы: воображение, память, внимание. Дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. Игра вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания, поэтому является одним из средств эстетического воспитания. Поскольку детская игра- явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны. Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребенка продолжает занимать первостепенное место с самого раннего возраста. Игра- это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в прцессе игры. И задача педагогов-стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок- игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей. Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре-непременное условие работы. От того, как сформированы навыки общения, умение управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности. Сущность игры в ее прцессе, игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими. Игры бывают: -сюжетно-ролевые, -театрализованные, -подвижные, -дидактические. Подвижные игры- сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников- способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Дидактические игры- незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной деятельности. Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра-первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра- любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно- ролевой игры. Театрализованные игры. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенкк устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Задача педагогов - помочь детям играть, общаться в игре, строить доброжелательные отношения, а также донести до родителей, что игру ничем нельзя заменить.