И игра, и учеба. Родная природа
Гаврилова Светлана анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга
Родная природа-это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Дети открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать.воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга
Игры детей во время прогулок являются одним из путей познания природы. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с естественными материалами природы, с качествами и свойствами их, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети познают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т.д.
Забавляясь такими игрушками как вертушки, мельницы, дети обнаруживают действие ветра, усваивают ряд факторов, которые в дальнейшем помогут понять им физические закономерности (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).
Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими на прогулке. В ней находят отражение полученные представления о растениях, животных, труде человека. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и упражняют приобретенные навыки.
Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает им правильно разрешить возникающие вопросы, исправляет неверные представления.
Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли. Наблюдения за такими играми дают воспитателям богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений и их отношения к природе и труду людей.
Во время прогулок, игр на свежем воздухе, необходимо проводить наблюдения. Предметами наблюдений на прогулках могут быть погода, небо(движение облаков, радуга, закат солнца и т. д.), сезонные явления в жизни растений (например, появление цветков, листопад) и животных (прилет и отлет птиц и т. п.). Наблюдения эти обычно кратковременны и носят часто эпизодический характер.
В средней и старшей группах можно проводить наблюдения явлений, которые протекают в течение многих дней, а иногда недель. Такие наблюдения принято называть длительными. Примерами таких наблюдений могут служить наблюдения за появлением листьев на ветках, за развитием растения из семян и т.д. Длительные наблюдения ценны тем, что часто позволяют детям уловить последовательность в наступлении явлений, понять их причинную связь. Так, например, наблюдая за ветками деревьев и кустов, дети могут выяснить, от чего зависит появление листьев, быстрота распускания почек.
В изучаемых объектах и явлениях дети должны наблюдать самое характерное. Воспитателю нужно знать, когда это характерное наиболее ярко проявляется, и именно в это время организовать наблюдения. Так, например, знакомя детей с развитием растений, воспитатель должен обратить их внимание на всходы, первые листочки, на изменения формы, величины и цвета листьев по мере их роста, на появление бутонов, цветов, плодов.
Для привлечения внимания детей к наблюдениям в природе полезно применять игровые приемы: «кто первый увидит» или «кто быстрее найдет». Очень важно продолжать и развивать уже сделанные детьми наблюдения. Дети становятся очень внимательными и сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы.
Для развития наблюдательности очень важно приучать отражать свои наблюдения в слове и рисунке. В этих целях, давая детям задание на время прогулки, надо предупреждать их, что им придется рассказать о своих наблюдениях или сделать рисунок.
Хорошо, чтобы воспитатель периодически рассказывал о собственных наблюдениях, например, что он увидел по дороге в детский сад (иней на крыше, следы на снегу, набухание почек, восход солнца). Тогда и дети начинают присматриваться к окружающему и сами рассказывают, что они видели.
Поддерживая интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Природа – великий учитель!
Литература: С.А. Веретенникова. М.:1958г., «Методика ознакомления детей с природой». Т. И. Тарабарина, Е.И. Соколова. Ярославль 1997г., «И учеба, и игра:природоведение».