Влияние тревожности детей дошкольного
возраста на готовность к школе
возраста на готовность к школе
Ильина Мария Владимировна
В последнее время активно обсуждается вопрос о школьной зрелости старших дошкольников, о выделении компонентов, по которым можно судить о ней, а также о педагогических условиях её формирования.Переход к школьному обучению вводит в жизнь ребенка совершенно новые условия и оказывает принципиальное влияние на весь образ жизни ребенка. Можно говорить, что социальная среда, окружающая ребенка и являющаяся источником его развития, претерпевает кардинальные изменения.
Новая социальная ситуация развития делает условия жизни ребенка значительно более жесткими, делая мир строго нормированным.
Противоречие. Переход к школьному обучению считается одним из основных факторов в формировании личности детей. Перемена общественной позиции ребенка, организации его отношений с окружающими требует времени для адаптации, в процессе которого изменяются обычные стандарты действия в соответствии с новыми обстоятельствами.
Проблема. Для наиболее скорого и безболезненного привыкания детей к школьной жизни преподавателю нужно сформировать благоприятную атмосферу, соответствующие обстоятельства для привыкания детей к учебе в школе.
При формировании личностной готовности детей к школьному обучению необходимо учитывать особенность активной деятельности личности, т.е. определенный уровень тревожности.
Считается, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Изучение проблемы личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности актуально, так как низкий уровень личностной готовности и повышенный уровень тревожности отрицательно влияет на дальнейшее обучение в школе.
В последнее время о проблеме сопровождения ребенка в период прохождения возрастного кризиса родителей старших дошкольников по проблемам адаптации к школе говорится и пишется достаточно много. К ней обращаются учителя, работники системы образования и общественность. Среди прочих можно выделить следующих авторов: В.В. Чечет, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.А. Реан, Н.В. Бордовская, И.П. Подласый, Н.К. Степаненков, И.Ф. Харламов, М.П. Осипова, Д.В. Савицкая, В.А. Гейко и др.
Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере образования, а также проекты документов введения и процедур проверки исполнения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Все это обусловило проблему исследования, которая заключается в дефиците научных фактов о влиянии тревожности детей дошкольного возраста на готовность к школе при очевидной актуальности данной проблематики. Научные сведения окажутся полезными в разработке комплекса занятий для формирования психологической готовности детей к обучению в школе, их процесса социализации.
При создании единого образовательного пространства необходимо учитывать ряд факторов, в первую очередь тот, что в системе должны быть задействованы все участники учебно-воспитательного процесса. Первым направлением создания системы единого социума между учебными учреждениями будет работа с педагогическими коллективами. Следующими будет работа непосредственно с дошкольниками и их семьями
Первой и главной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами, является создание благоприятных условий для прохождения процесса перевода ребёнка из детского сада в школьное учебное учреждение. В последнее время возникает достаточно много разногласий по поводу структурных составляющих психологической готовности к школе ребёнка к учебному процессу, поэтому довольно актуальной задачей также является совместная работа по улучшению подготовки к обучению в школе шестилетних детей.
При этом особый акцент делается на формирование у малышей интереса к школьной жизни. Помощь родителям в понимании их роли в сопровождении ребёнка на этапе перехода из одного учреждения в другое стоит ведущей задачей, как перед работниками школы, так и перед педагогами детского сада.
Так как методическая работа планируется и проводится непосредственно с педагогическими работниками, то осуществляется она через проведение аналитических и практических мероприятий, совместных педагогических чтений, тематических педагогических гостиных.
Тематика проведения планируется заранее, ориентировочными направлениями будут: «Преемственность детского сада и школы: трудности и перспективы», «Основные проблемы старших дошкольников в первые недели обучения». Целесообразно планирование и проведение взаимопосещения педагогами занятий и утренников. Это даст возможность учителям обратить внимание на имеющиеся трудности у малышей и спланировать будущую учебную деятельность с учётом уже выявленных проблем.
Важную роль в организации сотрудничества семьи и учебного учреждения играет формирование представлений педагогов и родителей друг о друге. Восприятие воспитателей детьми несколько отличается от восприятия ими учителя, в силу специфики деятельности педагога.
Преемственность детского сада и семьи в организации воспитательного воздействия на ребёнка начинается в момент поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Воспитатель воспринимается малышом как вторая мама, при условии, что педагог владеет всеми необходимыми навыками эмпатии и профессиональными навыками. Следовательно, сами родители готовы прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателя, выполнять их, обращаться за помощью при необходимости
Главным направлением работы учебных учреждений, обеспечивающим полноценную преемственность в работе детского сада и школы, является работа с детьми. Реализуя это направление, педагоги ставят перед собой задачу расширить представление малышей о школе, школьной жизни, учебных занятиях, специфика которых несколько отличается от специфики проведения занятий в детском саду. Ребёнок при переходе на следующую ступень обучения под названием «школа» не должен ощущать, что он попадает в абсолютно новую для него среду, но продолжает находиться в единой системе «детский сад – начальная школа». Преемственность осуществляется за счёт проведения походов в школу с ознакомительной целью. Происходит знакомство воспитанников с будущими учителями. Преемственность детского сада и начальной школы успешнее реализуется в тех учебных учреждениях, где воспитанники контактируют с учениками на игровых и развлекательных мероприятиях
Для ознакомления детей со спецификой школьной жизни и проведения вводных учебных занятий педагогами школ проводятся ознакомительные уроки для будущих старших дошкольников в течение некоторого времени перед поступлением в школу. Посещение малышами таких занятий, как показывает опыт, оказывает благоприятный эффект на формирование адаптивных процессов психики ребёнка.
Дети, которые посещали адаптационные занятия в системе, легче воспринимают смену игровой деятельности на учебную, быстрее адаптируются в новом коллективе. При этом они неплохо также справляются с новой социальной ролью ученика, позитивно воспринимают нового педагога. Преемственность детского сада и школы в этом случае реализуется за счёт совместного посещения школьных занятий воспитанниками совместно с воспитателем.
Дошкольные учреждения, со своей стороны, обеспечивают сопровождение выпускников на этапе перехода на новую ступень обучения, организуя работу «Школы будущего школьника». Такая школа функционирует в детском саду ориентировочно с октября по май месяц учебного года.
На первое заседание, проходящее под тематикой «Детский сад – начальная школа: преемственность в работе» в обязательном порядке приглашаются учителя будущих старших дошкольников, где и происходит первое знакомство воспитателя, выпускающего детей, и учителя, принимающего малышей. Последующие заседания школы проводятся с учётом проведённой диагностики детей, психологического консультирования родителей. С результатами желательно ознакомить и будущих педагогов, тем самым обеспечивая преемственность детского сада и школы. План работы «Школы будущего школьника» составляется заранее и согласовывается с администрацией и педагогическими коллективами учебных учреждений
Таким образом, о благоприятном течении психологической готовности к школе ребёнка к школьной жизни в первую очередь говорит состояние его физического здоровья. Специалисты-медики констатируют рост нарушений здоровья и возникновения заболеваний именно в первый период после поступления ребёнка в первый класс. Это даёт основания предполагать психосоматическую основу таких расстройств, особенно в тех случаях, когда у ребёнка ранее симптомы заболевания не проявлялись. В тех учебных учреждениях, где педагогические коллективы всесторонне организовали преемственность детского сада и школы, психологи констатируют минимальное количество психосоматических нарушений здоровья у старших дошкольников. Следовательно, организация сотрудничества детского сада и школы с целью обеспечения преемственности в работе учебных учреждений помогает не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье учеников.